Моторы для лодки: советы опытных рыбаков

Какой мотор выбрать для лодки?

Итак, представителя, какой из двух категорий выгоднее приобрести? Да и вообще, какой лодочный мотор выбрать? При решении этого вопроса необходимо обратить внимание на следующие факторы: во-первых, требования к экологической безопасности, то есть, если у покупателя защита окружающей среды является приоритетным аспектом, что ему больше подойдет мотор, оснащенный четырехтактным двигателем. Это связано с относительно малым объемом выбросов, возникающих в процессе функционирования.

Мощность работы – еще один немаловажный фактор: двухактные модели характеризуются меньшей величиной этого показателя, так что, если для пользователя это допустимо, то он может приобрести именно эту разновидность. Например, для людей, использующих моторную надувную лодку для рыбалки, то для него приобретение данного варианта покажется наиболее рациональным. Длина лодки, также влияет на будущую мощность мотора, это значит что если длина лодки 3,5 метра – то для неё лучше приобрести мотор мощность в 15 л/с, а если — 3,8 метра – то 18 л/с. Для маленькой лодки (длина менее 3,4 м.) подойдет мотор, мощность которого менее 15 л/с.

Такой параметр, как вес также имеет значение: продукция, относящаяся к первой группе, как уже упоминалось, обладает меньшим весом, что и дает возможность без проблем перевозить ее, размещая в каком угодно положении. В этом случае вес зависит от возможностей и потребностей отдельного человека.

Также лодочные моторы разделяются в зависимости от страны, которая их производит. В настоящее время наиболее активно данная сфера развивается в странах Европы, а также США и Япония. Большинство специалистов рекомендуют отдать предпочтение моделям, произведенным на территории двух последних государств. Это объясняется тем, что товары, поступающие на отечественный рынок из Америки и Японии, характеризуются более высоким уровнем качества, следовательно, более длительным сроком полезного использования.

Также лодочные моторы разделяются в зависимости от страны, которая их производит. В настоящее время наиболее активно данная сфера развивается в странах Европы, а также США и Япония. Большинство специалистов рекомендуют отдать предпочтение моделям, произведенным на территории двух последних государств. Это объясняется тем, что товары, поступающие на отечественный рынок из Америки и Японии, характеризуются более высоким уровнем качества, следовательно, более длительным сроком полезного использования.

Моторы для лодки: советы опытных рыбаков

Без современной моторной лодки трудно себе представить активный отдых на воде. Юридические лица, занимающиеся организацией массового отдыха, приобретают катера и яхты со встроенными моторами, а рыбаки и охотники обычно приобретают лодку, после чего подбирают подходящий к ней подвесной мотор. Количество их разновидностей приближается к двум тысячам, поэтому для правильного выбора мотора можно рекомендовать обратить внимание на основные критерии выбора.

1. Определение мощности мотора для выхода в режим глиссирования

Наиболее скоростным, эффектным и экономным способом передвижения на моторной лодке является режим глиссирования, то есть движения в положении, в котором днище лодки минимально соприкасается с водой, снижая до предела ее сопротивление. При выходе в этот режим лодочные моторы испытывают максимальную нагрузку, поэтому важным показателем при определении мощности мотора является расчетная мощность, необходимая для перехода к скоростному скольжению.

Безопасным для глиссирования считается соотношение между длиной и шириной корпуса лодки не более 3 к 5. Для таких судов мощность выхода на глиссирование определяется как соотношение совокупной нагрузки к 30 для плоскодонок, или к 25 для килевых лодок. Совокупная нагрузка рассчитывается как сумма масс экипажа, груза, лодки и двигателя. Таким образом, для лодки с плоским жестким дном и надувными бортами (25 кг) с двумя рыбаками на борту (160 кг), грузом (30 кг) и мотором (25кг) нагрузка составляет 240 кг, а при делении на 30 мы получаем мощность для выхода в режим глиссирования, равную 8 лошадиным силам.

2. Выбор мотора в зависимости от водоема

В первую очередь при выборе подвесного мотора следует учитывать особенности водоема, в котором предстоит эксплуатировать моторную лодку. Двигатели, предназначенные для плавания по морям, должны иметь более надежную антикоррозийную защиту.
На сильно заиленных водоемах или там, где в воде держится песчаная взвесь, не стоит использовать мотор с водяным охлаждением, так как загрязненная забортная вода может повредить двигатель. В таких водах лучше использовать системы с воздушным охлаждением.

Если предстоит двигаться по мелководью, среди водорослей или швартоваться на отмелях, важно, чтобы мотор был оборудован ручным или электрическим механизмом подъема его из воды или возможностью наклона корпуса двигателя.
На заповедных озерах, на которых запрещено передвигаться на лодках с двигателями на бензине или солярке, оправданным будет применение электромоторов, а для рек с сильным течением электрический двигатель может оказаться слабоват.

3. Случаи, в которых лучше выбрать электромотор

На лодке с электромотором хорошо принять участие в ночной ловле линя, когда на глубину опускают электрический прожектор. Для такой рыбалки лучше выбирать мотор с максимальным током генератора, чтобы подключение осветительных приборов не лишило двигатель последних сил. Генераторы способны производить ток от 3 до 133 ампер.
Его бесшумный ход понравится охотнику на водоплавающую дичь, но электромотор не подойдет тому, кто хочет отправиться в многодневный водный поход или быстро преодолеть большое расстояние. Лодка с электрическим двигателем также зависима от аккумулятора, как электромобиль – не зарядишь – не поедешь.
Троллинговать в небольшой компании тоже удобно на лодке с бесшумным электромотором – и рыбу не распугиваешь, и скорость для блеснения развивается оптимальная.
Мощность электромотора напрямую зависит от потребляемого тока, который может находиться в диапазоне от 12 до 84 ампер. При выборе электромотора обязательно учитывается вес лодки, который с нагрузкой может составлять от 210 до 1750 килограммов.
Неоспоримым достоинством электромотора помимо его бесшумной работы и щадящего отношения к природе является малый вес и компактные габариты. Такой двигатель годится для установки на небольших, в том числе надувных лодках, предназначенных для одного-двух человек.

4. Выбор двигателя внутреннего сгорания

Любители активного отдыха на воде, кроме живущих на самых берегах водоемов, без автомобиля вряд ли смогут доставить лодку в нужное место, поэтому аналогия с автомобильным двигателем значительно сокращает рассказ о двигателе внутреннего сгорания для моторных лодок. По виду топлива выделяют ДВС, работающие на солярке и на бензине. По системе подачи топлива они, также, как и автомобильные, делятся на карбюраторные и оснащенные системой электронного впрыска, которая:

– снижает токсичность выхлопа,
– облегчает запуск двигателя,
– оптимизирует его работу,
– уменьшает расход топлива.

ДВС наиболее популярен среди любителей водных путешествий и сторонников экстремальных водных развлечений благодаря надежности, мощности, возможности длительных поездок и быстрой езды в режиме глиссирования.

Достаточно большую скорость могут развивать простые, легкие по весу и недорогие двухтактные ДВС, но они отличаются едким выхлопом и недостаточно плавным ходом. Этих недостатков почти полностью лишены более мощные четырехтактные двигатели, но они более массивны, дороги и сложны в обслуживании.
Дизельные двигатели отличаются большим, чем у бензиновых моторов, сроком службы до капремонта и экономичностью, но стоимость их ремонта значительно дороже. Их чаще ставят на крупные суда.
Разновидностью двухтактных и четырехтактных лодочных ДВС являются водометные двигатели, разрабатываемые для движения по мелководью и швартовки у берега.
Лодочный ДВС, как и автомобильный, характеризуется мощностью и рабочим объемом. Мощность мотора может достигать 400 л.с., а его объем доходить до 5,330 литров, что соответствует силе хорошего внедорожника, но следует помнить, что более высокая мощность ведет к пропорциональному увеличению расхода топлива, который колеблется от половины до сотни литров в час.
В ДВС также существует система переключения скоростей с тремя положениями (нейтральным, вперед и назад). Количество скоростей может доходить до пяти.

5. Выбор мотора в зависимости от конструкции лодки

Производители моторов указывают рекомендованную высоту транца – плоской части лодки, предназначенной для установки мотора. Высота транца колеблется от 308 до 762 миллиметров. Его рекомендуемая высота иногда обозначается на моторах буквенными символами, которые подозрительно напоминают буквы, отражающие размеры одежды. Буквой S помечают моторы, устанавливаемые на транцах от 381 до 454 миллиметров высотой, буквой L – от 508 до 572, X соответствует диапазону от 605 до 635, а ультра длинные, от 605 до 635 миллиметров, обозначают латинской U. Несоблюдение требований по рекомендованной высоте транца приводит к слишком глубокому или мелкому погружению винта мотора.

На выбор мощности двигателя влияет не только конструкция, но и материал лодки. Помимо деревянных лодок сейчас выпускается множество надувных, пластиковых и дюраллюминеевых моделей. Для придачи устойчивости в дно надувных лодок иногда вставляют жесткие вставки, которые увеличивают плавучесть, но ухудшают гидродинамику. Плоскодонки перестают набирать скорость, попадая в резонанс с волнами, поэтому избыточная мощность при данной конструкции ничего не решает. Для таких лодок при одном человеке на борту достаточным является электромотор или ДВС мощностью не более 5 лошадок.
Более мощные моторы можно устанавливать на лодки с надувным дном, а самые мощные – на суда с килевой конструкцией дна. Они имеют самые высокие скоростные и гидродинамические показатели, а жесткий настил допускает установку двигателей мощностью до 50 лошадок.

6. Выбор мощности мотора

Как бы ни было велико желание владельца лодки мгновенно перемещаться на ней в пространстве, каждое судно имеет свой допустимый предел мощности, который обычно указывается на бирке транца или в прилагаемой документации. Превышение максимально допустимых показателей чревато потерей управляемости и даже опрокидыванием судна. В пределах допустимой мощности можно выбирать моторы в зависимости от нагрузки, ее распределения подлине лодки, формы корпуса, желаемой скорости. Для надувных лодок мощность можно определить с помощью простой таблички:

Скорость (км/час) Длина лодки (м) Нагрузка (кг) Мощность л.с. (кВт)
15 3,0 100 5 (3.7)
35 3,2 100 9.9 (7,3)
30 3,5 100 9,9 (7,3)
30 4,0 100 9,917,3)
35 4,5 100 20 (14,7)
50 5,0 100 40 (29,4)

Для остальных типов лодок можно воспользоваться условной разбивкой на группы моторов по мощности:

Мощность (л.с.) Длина лодки (м) Вес лодки (кг) Количество человек
2-4 до 3 до 50 1
5-8 2,5-4 25-110 2
9-19 3-7 50-300 Более 2
20-35 4-6 до 250 Более 3

Наиболее популярны моторы мощностью от 9 до 19 л.с.

7. Выбор производителя

Из импортных моторов на отечественном рынке можно встретить следующие торговые марки: Honda, Hidea, HDX, Mercury, Mikatsu, Minn Kota, Nissan Marine, SEA-PRO, Suzuki, Tohatsu, Yamaha, Zongshen и другие, менее раскрученные бренды. Заслуженную популярность снискали лодочные моторы Ямаха за их надёжность и неприхотливость. Многие производители выпускают как электрические, так и бензиновые двигатели в двухтактном и четырехтактном исполнении. Цифрами в модели обозначается мощность мотора.
Наибольшей популярностью пользуются импортные двигатели SEA-PRO Т2.5S, Tohatsu М 9.8ВS, Yamaha 9FMHS/GMHS, SEA-PRO ОТН 9.9S. Стоимость мотора известных брендов начинается примерно от 13 тысяч рублей.

Читайте также:  Тилапия: польза или вред

Отзывы о SEA-PRO Т2.5S – двухтактном двигателе китайского производства, вопреки сложившемуся мнению, носят позитивный характер. Его характеризуют как простой, легкий, дешевый и функциональный. При весе в 9 килограммов мотор позволяет развивать на надувной лодке в стоячей воде скорость до 8 км/час, а против течения – около 6. Потребляет мотор в среднем литр бензина в час.

Наличие на рынке большого ассортимента подвесных моторов иностранного производства совсем не означает полного фиаско отечественных двигателей. Многие из них уже не производятся, и могут быть приобретены только в качестве б/у. Из производимых, популярностью пользуется Шмель F1.6 и более мощные – Ветерок-8 и Москва, способные везти лодку длиной до семи метров.
Опытные водные туристы советуют выбирать марку мотора с учетом близости сервисного центра, готового произвести любой ремонт сломавшегося двигателя.

4. Выбор двигателя внутреннего сгорания

Лодки и моторы для рыбалки

В начале лета (а кто-то начинает заботиться еще зимой) многие рыболовы решаются на одно из самых важных приобретений: покупку лодки и подвесного мотора. Техника это достаточно дорогая, при грамотной эксплуатации служит долго, а значит, как всегда встает вопрос: как подобрать себе такое плавсредство, которое служило бы верой и правдой и в дальнейшем не возникало мыслей по поводу того, как избавиться от не оправдавшего надежды комплекта.

Сделать это без больших финансовых потерь достаточно сложно, поскольку буквально за два года эксплуатации лодка и мотор могут потерять от начальной стоимости до 30-40%.

Выбор лодки

Начнем с выбора лодки, хотя, конечно же, в идеале, нужно подбирать и лодку и мотор одновременно. В последние годы большинство рыболовов выбирает для передвижения по воде лодки из ПВХ в первую очередь из-за удобства их транспортировки при схожих мореходных показателях с лодками металлическими.

ПВХ (полихлорвинил) – материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки.

Единственное, что оказывает негативное действие на материал ПВХ – это солнечный свет. Разумеется, ваша лодка не разрушится у вас на глазах под лучами солнца, но чем больше она находится на свету, тем больше подвергается материал ПВХ разрушению. Хотя в последние годы и делают все более совершенные материалы, но пока добиться 100% результата не удалось.

Поэтому для рыбалки рекомендуется брать лодки светлых или вовсе белых тонов, поскольку такие лодки меньше подвержены действию ультрафиолета. Лодки темных и прочих защитных цветов оправданы лишь для охоты.

На сегодня моделей лодок из ПВХ для рыбалки и отдыха великое множество и каждый может выбрать себе лодку по запросам и средствам. На какие моменты следует обратить внимание при выборе определенной лодки. Конечно же, в идеале это должен быть достаточно известный и уже проверенный отечественный или зарубежный производитель, либо лицензионный Китай или Корея, где делают очень качественные копии известных лодок, правда, под другими названиями.

Существует некая средняя цена достойных лодок из ПВХ на которую и надо ориентироваться. Покупать лодки ценой ниже не рекомендую. Тут не работает схема: “чуть дешевле – чуть хуже”. Может статься так, что чуть более дешевая лодка, на поверку окажется полностью непригодной, да и прослужит вам крайне мало.

Допустим, вам в магазине порекомендовали несколько вариантов достойных и проверенных лодок. На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе лодки, так это на конструкцию пола (пайола) лодки. Есть два варианта: жесткий пол (фанера, алюминий, в последние годы еще и пластик), либо аирдек (надувное дно). Какой пол лучше – вопрос риторический, смотря, для каких целей.

Если вы будите ловить один (максимум вдвоем), ездить на короткие расстояния под слабомощным мотором от 2 до 8-10 л.с. – тогда удобнее пол из аирдека. Подобную лодку и собирать легче (особенно одному рыболову), весит она существенно меньше лодок с твердым дном, да и помещается всего в одну сумку, что удобно при транспортировке.

Но чем длиннее ваши путешествия на воде и чем больше в лодке пассажиров и груза, а соответственно используется более мощный мотор, тем более оправдана покупка лодки с жестким полом. В таком случае вам и собирать лодку несложно – есть напарник. Жесткий пол лучше держит курсовую устойчивость (лодку не трясет на мелкой волне, что характерно для лодок с аирдеком). Жесткий пол более надежен в эксплуатации и не подвержен таким повреждениям как аирдек, а именно: аирдек можно прожечь угольком от сигареты, процарапать камешком, застрявшим в протекторе сапога и т.д.

Кроме того, отсутствие жесткости пола в продольном направлении на лодках с аирдеком затрудняет выход в режим глиссирования. Возможно, в будущем создадут аирдек не уступающий по прочности жесткому полу, и тогда сама по себе исчезнет проблема выбора, но на данный момент ситуация выглядит так.

А вот что лучше – фанера или алюминий? Вопрос скорее вкуса, чем серьезных практический различий. Фанера при должном эксплуатировании служит не существенно меньше, чем алюминий. Фанерный пол лишь нужно периодически просушивать и подкрашивать водостойким лаком. Многие рыболовы на пол укладывают кусок линолеума и тем самым решают сразу несколько проблем: не повреждается пайол и проще мыть лодку после рыбалки (вся грязь остается только на линолеуме).

Вообще же лодку из ПВХ рекомендуется достаточно часто мыть пресной водой и обычными бытовыми моющими средствами.

Особенно тщательно нужно промывать лодку перед зимним хранением. Во время рыбалки на борта и дно лодки попадает много слизи рыбы, которая привлекает запахом мышей и крыс. Эти животные очень сильно реагируют на подобные запахи и способны выгрызать в лодках большие дыры, после чего ваша лодка (может так статься) будет не пригодна для ремонта. Так что на зиму лучше промывать лодку моющими средствами с резкими запахами, для того чтобы отбить запах рыбы, и хранить лодку в защищенном от грызунов месте.

Немаловажный момент при выборе лодки – это ее длина. При прочих равных все же лучше брать лодку чуть подлиннее (в разумных пределах, конечно же). Причем длина лодки играет в плюс не только в увеличении полезной площади, но и на глиссер такая лодка выходит лучше. Скажем, если вы стоите перед выбором: 280 или 300 см, то конечно стоит выбирать 300 см. Единственный недостаток: вместе с длиной пропорционально увеличивается и цена лодки.

Еще один немаловажный момент – это способность лодки быстрее выходить на режим глиссирования. Разные модели лодок при одинаковых параметрах длины и веса выходят на глиссер с отличиями. Связано это с аэродинамическими характеристиками, особенно с формой надувного киля. Но узнать об этих нюансах вам можно либо от продавцов магазина, либо от друзей-рыболовов, которые уже проводили тестовые испытания и обладают достоверной информацией.

Выбрав подходящую лодку, остается обратить внимание еще на несколько нюансов. Хорошо бы лодку покупать или уже накачанную в магазине или попросить, чтобы ее накачали и полностью собрали при вас. На лодке не должно быть никаких потертостей и складок на баллонах в накачанном состоянии. Проверьте качество склеек, обязательно осмотрите транец. Транец – самое важное место в лодке, именно сюда крепится мотор и потому на транец придется более всего нагрузки.

Не рекомендуется брать транец, который приклеен к баллонам кусками ПВХ. Желателен вариант со специальными резиновыми накладками на транец, которые уже потом в свою очередь приклеиваются к баллонам. Такие резиновые накладки гасят вибрацию от работающего мотора, а значит и транец прослужит вам дольше. Могу успокоить рыболовов: большинство солидных фирм только таким образом и крепит транец к баллонам.

Осталось кратко пройтись по вопросам эксплуатации. Штатный насос (“лягушка”) накачивает лодку до паспортного давления с достаточно большим трудом. Поэтому качать таким насосом лодку нужно до тех пор, пока это физически возможно. Такой накачки хватает для того, чтобы без проблем ездить, но нужно иметь в виду, что если вы захотите повесить на транец более мощный, чем положено по инструкции мотор, то такая легкая “недокачка” может привести при движении по волнам к излишним вибрациям и сгибанию стрингеров (крепежи пола).

В идеале было бы хорошо приобрести двухходовой насос (лучше всего с манометром), который позволит накачивать лодку до оптимального давления баллонов. Проверить нужное давление в баллонах можно и буквально “вручную”. Под давлением большого пальца вашей руки баллон практически не должен прогибаться. Разумеется, в жаркий солнечный день лодку нужно слегка недокачивать. Но и эта проблема уже решена и во многих лодках установлены такие клапаны, которые самостоятельно сбрасывают излишнее давление.

Перед первым выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС и нанести полученные регистрационные номера на оба борта лодки и в скрытом месте. Скрытое место – это не прихоть инспекторов, а в первую очередь ваша защита от воров. Скрытое место на лодке может быть выбрано вами где угодно, но, как правило, номер лодки наносят под пайолом лодки непосредственно на днище. Высота букв и цифр на бортах лодки должна быть не менее 10 см, ширина штриха – минимум 2 см.

Способов нанесения номеров очень много: различные пластиковые наклейки, через трафарет водостойкой краской смешанной с клеем для ПВХ (на случай продажи такая смесь отлично стирается), и самый простой способ – черным водостойкий маркером. За сезон такой нанесенный маркером номер, конечно, основательно стирается, но подкрасить его не составляет никакого труда и занимает по времени буквально пять-десять минут. Разумеется, в лодке нужно иметь полный комплект необходимого снаряжения предусмотренного правилами ГИМС (список этого снаряжения будет прописан в техпаспорте вашей лодки).

Подводя итог всех вышеперечисленных доводов, по логике вещей получаем, что самый практичный вариант для покупки лодки с аирдеком – длина до 280-330 см и моторчик в 4-10 л.с. Такой силы моторы спокойно увезут лодку с одним-двумя рыбаками и небольшим грузом. Лодки же рассчитанные на перевозку 2-3 и более пассажиров с поклажей лучше брать с твердым полом длинной более 330 см.

Читайте также:  Shimano Twin Power - Обзор и отзывы о катушке для спиннинга

Сибирские рыболовы либо из-за масштабов наших рек и озер, а может из-за широты душевной в основном выбирают лодки длиной 360-390 см. В данном случае, если есть финансовая возможность, брать предпочтительнее размер 390 см. Размер 390 имеет преимущество лучшего глиссирования на малом ходу, ваша лодка не сваливается в водоизмещающий режим при волнении. Лодки размеров в 360 и 390 см имеют одинаковые сумки и почти одинаковый вес (разница 1,5 кг).

И последнее. Не стоит приобретать на большую лодку мотор мощностью всего 6-8 л.с. с той целью, что потом, когда появятся деньги, вы купите более мощный мотор. Стоит маломощный мотор тоже достаточно дорого. По горькому опыту своих знакомых знаю, что через 1-2 года владельцы маломощных моторов, потеряв на продаже старого мотора до 30-40% от начальной стоимости, собираются брать новый и более мощный мотор.

И тут выясняется, что за прошедшие годы на такие моторы выросла цена (инфляция!) и в конечном итоге, выходит так, что рыболов покупает еще один мотор, практически ничего не сэкономив. По английской поговорке – платит дважды. Проще было в свое время взять кредит в банке или попросить взаймы у друзей и купить сразу необходимый мотор. Арифметика тут простая и просчитать экономический эффект несложно.

Надеюсь, этих общих данных вам хватит для того, чтобы вы могли выбрать себе надежную лодку. А уж какую модель лодки выбрать – решать вам.

Выбор мотора

Выбрав лодку, можно подбирать под нее мотор. Моделей отечественных моторов не много. Основные: “Нептун”, “Вихрь” и “Ветерок”. Как видим, выбора большого нет как в модельном ряду, так и в мощности (у каждой марки есть всего 2-3 модели), и достаточно легко подобрать мощность мотор к определенной длине лодки. Главное (касается любой российской техникой) иметь золотые руки или хорошего мастера.

В принципе, отечественные моторы при должной доработке вполне достойно могут конкурировать с зарубежными моделями. Многие до сих пор полагают, что стоимость отечественных моторов (почти в 2-2,5 раза меньшая, чем у импортных) с лихвой компенсирует технические недостатки. Это убеждение не лишено основания, но повторюсь, только для тех, кто у кого “золотые” руки.

Подробнее остановимся на зарубежных моделях. Что можно сказать о них в целом: все популярные зарубежные моторы приблизительно одинакового качества и ощутимой разницы между производителями вы не найдете, почти все они изготавливают лодочные моторы уже не один десяток лет. Поэтому модель может быть любой, которая вам понравится.

Вначале вам нужно подобрать мощность мотора. Тут ничего сложного нет (многое уже было описано выше). Если вы собираетесь ловить один и не перемещаться на большие расстояния, то вам будет достаточно мотора до 6 л.с. Двоих выведут на глиссер, и способны более менее быстро транспортировать: моторы 6-10 л.с. Причем “десятка” вполне сносно везет двоих рыболовов с небольшим грузом, неплохо выводит лодку на глиссер и составляет конкуренцию самой популярной “пятнашке”.

Для двоих-троих рыболовов подойдет мотор мощностью 15 л.с и выше. “Пятнашка” – универсальный мотор, который успешно можно эксплуатировать и на металлической лодке. Причем еще лучше, чем под лодкой из ПВХ “пятнашка” работает на металлической лодке типа “Казанка”. Безусловно, что такая лодка тяжелее, но аэродинамические качества “Казанки” на порядок лучше, чем у лодок из ПВХ, что с лихвой компенсирует лишний вес.

По “тяговитости” зарубежные моторы мощностью 15. л.с. сравнимы с российским “Вихрь-25”. Почему такие разные показатели в мощности дают одинаковый эффект? Дело обстоит так: в Японии мощность измеряется на гребном валу, а в России на коленвале. Мощность на гребном валу естественно меньше, чем на коленвале на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Но эти потери составляют всего около 10% от мощности на коленвале.

Что же получается: в лошадиных силах зарубежные моторы действительно уступают отечественным образцам, то есть “Вихрь 25” реально будет иметь 22-23 л.с. мощности на гребном валу. А как же тогда менее мощный зарубежный мотор, оказывается сравним с более мощным мотором отечественным? Разница кроется в том, что тяговые качества мотора зависят еще и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.

Практически у всей зарубежных моторов редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого, выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять еще порядка 10%, что позволяет вывести на глиссирование более тяжелое судно. Кроме того, российские моторы поставляются, как правило, с более “тяжелым” штатным винтом, чем зарубежные. Вот из всех этих факторов и складывается преимущество в тяговитости зарубежных моторов приблизительно на 40-50%.

Если вы остановили свой выбор на какой-то зарубежной модели, остается только решить будет это двухтактный или же четырехтактный мотор. В настоящее время отдельные четырехтактные моторы практически сравнялись с ценой двухтактников, и потому выбирать мотор только из-за цены уже практически не имеет смысла. Остаются плюсы и минусы каждого вида моторов.

Я возьму для примера четырехтактник и не только потому, что у меня именно такой мотор, и я хорошо его изучил, но и потому, что мы в основном видим на реках двухтактники и имеем мнения в основном по ним. Человеку свойственно влюбляться в свою технику и это часто приводит к нездоровому консерватизму. Я постараюсь быть объективным и приводить только сухие цифры и примеры.

У четырехтактников по большому счету есть два минуса. Первое – это вес. Скажем средний четырехтактник мощностью 15 л.с. весит тяжелее своего собрата двухтактника на 7-10 кг. (четырехтактник весит 42-45 кг, а средний двухтактник весит 35 кг.) Великая это разница или нет? Если вы не собираетесь таскать на руках мотор на большие расстояния – то практически никакой существенной разницы нет.

В подавляющем большинстве случаев рыболовы подъезжают на машине к берегу водоема, где собирают лодку и устанавливают на нее мотор. Но даже если вам понадобится переместить лодку на какое-то существенное расстояние, то и здесь рыболовы нашли выход – на лодку устанавливаются транспортировочные колеса и в этом случае разница в весе моторов тоже никакой роли не играет.

Второй минус четырехтактников – это малая ремпригодность в дороге. Хотя и это относительный минус. Серьезную поломку двухтактника тоже очень сложно провести в пути, хотя при наличии запчастей (откуда им взяться?) и умелых рук – это все-таки возможно. Но так как зарубежные моторы весьма редко ломаются по сравнению с отечественными, то и этот минус трудно считать существенным.

Главное в обслуживании зарубежных моторов вовремя менять масло и прочие комплектующие. Единственный недостаток, который лично мне хоть сколько-то мешает при эксплуатации четырехтактника – это то, что подобные моторы можно перевозить или хранить только в двух положениях: либо вертикально, либо на одном конкретно указанном боку.

Плюсы четырехтактника: малый расход бензина и масла. Так как в четырехтактном моторе имеется картер, отсюда еще один плюс – масло не нужно смешивать с бензином, что экономит время. Масло заливается отдельно в картер и при работе подается в камеру сгорания такими порциями, какими мотору необходимо для работы, а не столько, сколько вы залили в бензин, как в двухтактнике. А это не только экономично и экологично, но и дает больший ресурс мотору.

На полных оборотах четырехтактник (это не только мои замеры, но и результаты многих тестов) расходует бензина на 20% меньше двухтактника. В литрах же это выглядит несколько скромнее и потому многие считают, что средние четырехтактники почти столько же расходуют что и двухтактники. Например, на двухтактнике вы сожгли 10, а на четырехтактнике 8 литров. Заглянув в топливный бачок, вы не заметите ощутимой разницы. Но она есть – 20%! Но еще более серьезно экономится масло – минимум 50%.

Расход четырехтактника мощностью 15 л.с. – не более 3 л. (иногда 2.5 л.) на час работы при движении на полных и средних оборотах (на крейсерской скорости). На малых же оборотах эта экономичность еще возрастает. Скажем, при рыбалке троллингом создается такое ощущение, что мотор работает буквально на парах. Из-за этого – минимальное количество вредных выбросов и вы практически не будете чувствовать запахи выхлопа. Но еще большее удовольствие доставляет то, что на малых оборотах четырехтактный мотор работает так тихо, что временами даже приходится приглядываться: работает ли мотор вообще.

Четырехтактный мотор чуть больше требует времени на разгон, но, разогнавшись, обладает несколько большей тяговитостью и может чуть больше везти груза, чем такого же объема двухтактник. Это не очень принципиальный плюс (лишние 20-30 кг. груза), но все-таки он есть. От себя могу только дать только общий совет: стоит подумать покупать или нет четырехтактные моторы мощностью до 10 л.с. Экономия топлива у маломощных четырехтактных моторов – не столь существенная, а цена ощутимо выше двухтактников.

Моторы мощностью свыше 40 л.с. однозначно должны быть только четырехтактными, поскольку при таких мощностях экономия топлива становится очень существенной, и даже не переплата при покупке окупится через 2-3 года экономией на бензине, большим ресурсом и меньшей головной болью при частой покупке масла и разведению бензина.

Вот, пожалуй, и все основные плюсы и минусы, остальное решать вам. Купив хорошую зарубежную модель, не важно двух- или четырехтактный двигатель вы в любом случае останетесь довольны. Удачного выбора.

Что же получается: в лошадиных силах зарубежные моторы действительно уступают отечественным образцам, то есть “Вихрь 25” реально будет иметь 22-23 л.с. мощности на гребном валу. А как же тогда менее мощный зарубежный мотор, оказывается сравним с более мощным мотором отечественным? Разница кроется в том, что тяговые качества мотора зависят еще и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.

Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки

Для любителей активного отдыха на воде, в том числе и рыбалки, лодка дает свободу перемещения, а лодочный мотор расширяет эти возможности. Мы расскажем, какой мотор больше подойдет для вашей лодки и предложим 6 оптимальных моделей.

фото: компании-производители, Андрей Киреев

Выбрать лодочный мотор не так сложно, как кажется и, на самом деле, вариантов для обычного человека, а не олигарха, не так уж много. Как показывает анализ статистики покупки лодок и моторов на отечественном рынке, чаще всего лодку и мотор покупают увлеченные рыболовы одиночки (рыболов-эгоист), профессиональные рыбаки (проживающие рядом с рекой или водоемом), профессиональные туристы и семейные пары, влюбленные в романтику небольших водных прогулок.

Читайте также:  Ручейник и его личинки: описание и среда обитания, размножение и использование насекомых в рыбной ловле, фото

Для первой и последней группы пользователей выбор модели лодочного мотора чрезвычайно важен, т.к. для них важно именно качество работы и комфорт от использования данного устройства. Эта группа постоянно совершенствуется, получая от поездок удовольствие, новые впечатления, опыт и навыки. И если их что-то не устраивает, они заменяют лодку и мотор. Этого нельзя сказать про вторую и третью группу, т.к. их главная цель — это наловить больше рыбы или просто добраться до места назначения. Они готовы один раз раскошелиться на дорогую профессиональную технику и больше не заниматься этим вопросом.
В данном обзоре мы расскажем, чем отличаются лодочные моторы по типу и мощности, а также дадим рекомендации, для каких нагрузок какой мотор лучше выбрать. И конечно же предложим 6 лучших моделей лодочных моторов.

фото: компании-производители, Андрей Киреев

Для тех, кто впервые собирается купить подвесной мотор без мифов.

Статья не для спортсменов- гонщиков, кругосветчиков, профессиональных рыбаков, пиратов, владельцев супертанкеров.
А для желающих иногда прокатиться на уединённый пляж на пикник, рыбное место и имеющих лишь автомобиль.
Существенно для выбора :
1) выбираем мощность мотора
а) 2л с хвостом , плюсы: вес 10 кг, таскать можно в 1 руке , бензина на день отдыха достаточно 5 литровой баклашки, цена (на первом месте?), ломаться почти нечему.
минусы: бака встроенного хватает километров на 10 и неудобно приспособить выносной т.к. мотор крутится на 360 градусов, а доливать в бак посреди водоёма неудобно.
общее: ПВХ лодку небольшую выводит на глиссирование при вашем весе до 90кг если волны не более 15см ( надо найти оптимальное положение). Скорость 17 кмч- на максимуме практически .

Особенности выбора

Если нужен двигатель, который бы обеспечил длинные поездки, то, безусловно, нужно выбрать бензиновый вариант, так как он может гарантировать большую надёжность. Если есть вариант использовать лодочные моторы электрические, как выбрать, поможет назначение лодки. Если она будет использоваться для тихого приближения к рыбным местам, то этот вариант подойдёт больше, так как имеет бесшумную работу.

В случае бензиновых двигателей нужно обратить внимание на характеристики лодки, на которую будет происходить установка.

Также следует выбрать, что важнее: меньший расход топлива или больший ресурс двигателя?

Эксперты рекомендуют ставить двухтактные двигатели на небольшие лодки и катера для одного человека.

В случае больших размеров плавательного средства и нескольких человек более подходят четырехтактные двигателя. Но эти рекомендации не критические и в обоих случаях могут использоваться разные типы двигателей.


Также следует выбрать, что важнее: меньший расход топлива или больший ресурс двигателя?

Зарядка электродвигателя

Лодочные аккумуляторы имеют повышенную чувствительность к слишком частой зарядке. Данные батареи нуждаются в правильном поддержании тока. Из-за этой особенности владельцам электродвигателей для лодок нужно зарядное устройство, имеющее опцию автовыключения.

Оно должно оснащаться вентилятором, который сможет не допустить перегрева платы. Сила тока при зарядке должна соответствовать 1/10 от емкости. Максимальное время полной зарядки – 10 часов.

Выделяют три вида зарядки аккумулятора движков для лодок. Информация об условиях использования поможет правильно выбрать зарядное устройство:

  1. Циклическое использование, а также зарядка от генератора (можно применять зарядное устройство).
  2. Смешанный режим эксплуатации, когда осуществляется поддерживающая зарядка. В данных условиях зарядка либо внешний регулятор иногда включаются благодаря неглубоким разрядам.
  3. В условиях хранения зимой батареи не подключают к нагрузке. Или используется поддерживающая зарядка.

Время зарядки зависит от размеров водного транспорта, его загруженности, времени службы аккумулятора, мощности мотора и состояния воды, а также погоды.

При благоприятных погодных условиях на небольшой лодке новый аккумулятор даст энергии до 10 часов непрерывного движения. Транспорт при этом может перевозить некоторый груз и 2 человека. При щадящем использовании мотора, не применяя 5 передачу, заряда батареи хватит на целый день.

Существует 2 типа лодочных аккумуляторов – стартовые и тяговые. Ни те, ни другие нельзя разряжать полностью. Разряженные батареи заряжаются до двух часов.

Но так заряд восполнится на 80 %. Понадобится еще 4 часа для 100%-ного восполнения разрядного тока. Время зарядки еще зависит от толщины пластины, а также плотности материала.

Выделяют три вида зарядки аккумулятора движков для лодок. Информация об условиях использования поможет правильно выбрать зарядное устройство:

9. Электромотор HDX 36 L


Легкий, компактный электромотор HDX 36 L производства КНР позволит рыбачить или степенно передвигаться по спокойному, пресному водоему, со скоростью 11 км/ч. Крепление к транцу на винты струбцины, телескопическая ручка румпеля, светодиодная индексация заряда батареи – этот неплохой электрический движок имеет всё необходимое для практичного выхода за рыбкой.

Электрический двигатель имеет пять передних и две задние скорости. Двигатель устанавливается на транец и фиксируется винтами струбцины, дейдвуд имеет семь положений регулировки угла наклона.

Механизмы подъёма из воды и типы стартера

Как правило, подвесные лодочные моторы не укомплектованы системой подъема из воды. Но это не означает, что владельцу лодки с мотором придется надрывать спину и вытягивать мотор из воды вручную – производители специальных подъемников для подвесных моторов давно позаботились об этом. Опытные рыбаки уже успели оценить все преимущества этого оборудования. Большинство подобных устройств оснащены не только системой подъема и спуска, но и системой регулирования угла наклона мотора по отношению к транцу.

Таким образом, переплата за четырехтактный двигатель целесообразна только в случае его использования на крупных плавательных средствах.

Лучшие производители подвесных лодочных моторов


Состоит из четырех тактов: впуска; сжатия; выпуска и расширения. При совершении движения поршень опускается из верхней точки в нижнюю. При этом открывается клапан, через который начинает всасываться топливо.

Высокий расход топлива

Если сравнивать затраты на эксплуатацию электрического мотора и затраты на эксплуатацию бензинового подвесного лодочного мотора, то ситуация складывается явно не в пользу последнего! Ведь покупка бензина постоянно требует финансовых затрат. Также в узлах и агрегатах бензинового лодочного мотора используется далеко не самое дешевое масло. А уж если двигатель двухтактный, то здесь и говорить не о чём. На топливную смесь придётся хорошенько раскошелиться. Вот вам и первый минус бензинового мотора.

Сам по себе электромотор стоит намного меньше, чем бензиновый вариант. Вот только это преимущество плавно перетекает в недостаток. Ведь покупка специального тягового аккумулятора сводит это преимущество к нулю. И стоимость полного комплекта зачастую равняется стоимости бюджетного бензинового мотора.

3. Электромотор Minn Kota Power Drive


Уже известный выше бренд из США лодочный электромотор Minn Kota Power Drive – это модель, предназначенная для эксплуатации в пресной воде. Двигатель оснащензащитой штанги при столкновении. В комплекте идет индикатор разряда батареи. Питание 12 В. Длина штанги — 137 см.

Устанавливается на лодочный нос. Комфорт управления обеспечивает педаль управления, с помощью которой можно вести лодку, массой до 1250 кг. Ножная влагостойкая педаль оснащена шестиметровым шнуром, которого достаточно для всех моделей лодок. Компактный пульт управления легко закрепляется на поясе, удилище или запястье рыбака. Есть рычаг резкого увеличения мощности, крайне полезный при погоне за рыбой. Реакция на его включение быстрая и четкая.

Двигатель изготовлен из прочных материалов, невосприимчивых к ударным нагрузкам. Приоритет отдан долговечному и гибкому углепластику. Винты рассчитаны на работу в любых водоемах, в том числе и мелководных, с болотной растительностью. При извлечении из воды мотор автоматически отключается.

Лодочный электромотор Minn Kota TRAXXIS 45 считается одной из легких моделей двигателей с электроникой. Мотор прост в управлении, легок при перевозке и транспортировке.

Мотор на базе бензокосилки

Высокая цена импортных лодочных моторов заставляет владельцев лодок заниматься интересными экспериментами по изготовлению подвесных двигателей. В поисках бюджетного решения некоторые используют двигатель от газонокосилки, характеристики которого позволяют длительно работать под нагрузкой. Мощности такого мотора достаточно для двухместной резиновой лодки.

Высокая цена импортных лодочных моторов заставляет владельцев лодок заниматься интересными экспериментами по изготовлению подвесных двигателей. В поисках бюджетного решения некоторые используют двигатель от газонокосилки, характеристики которого позволяют длительно работать под нагрузкой. Мощности такого мотора достаточно для двухместной резиновой лодки.

Компоновка версии Аллюр 40-2К

Данная версия отличается наличием двух консолей, функционально разделяющих палубную часть. Правая консоль для рулевого имеет большую ширину, по сравнению с пассажирской. По широкому проходу между алюминиевыми консолями легко добраться к носовой зоне. Ветровые стекла, установленные во фронтальной раме, надежно закрывают консоли. В задней части кокпита имеется сиденье, под крышкой которого размещен рундук.

Версия лодки Аллюр 40-АK

Укладка винилового напольного покрытия Allure не требует ни специальных навыков, знаний или оборудования. Вы сможете легко и быстро уложить его самостоятельно даже в домашних условиях

Долговечность и износостойкость алюминиевых корпусов Аллюр 45

Сорок пятая модель демонстрирует собой шестиместный катер длиной 4,57 и шириной 1,74 м. Транец, высотой 0,5 м, позволяет монтировать подвесные двигатели мощностью от 40 до 60 л.с. Лодка имеет килеватость 10 градусов и высоту бортов 0,77 м. При общем весе 240 кг максимальная грузоподъемность составляет 700 кг. Рекомендуемая мощность мотора 40-60 л.с.

Листовой алюминий толщиной 3 мм, из которого изготовлен сварной корпус катера, сохраняет целостность при ударном воздействии. Ведь алюминиево-магниевый сплав является более вязким материалом по сравнению со сталью, а также превосходит хрупкий и ломкий стеклопластик по ударопрочности. Кроме того, алюминиевый корпус не требует защитной покраски и антикоррозионной обработки. Моторная лодка Аллюр 45

Благодаря прочной конструкции, жесткости и износостойкости отлично чувствует себя на водоемах с каменистым дном Аллюр 45. Фото катера позволяет рассмотреть особенности его конструкции. У лодки классическая двухконсольная компоновка с возвышающейся передней частью палубы. Кормовая платформа и кокпит изготовлены из рифленого алюминиевого листа. Изготовитель предусмотрел возможность демонтажа крышки багажного и якорного отсеков, а также секционных сланей для выполнения ремонтных операций.

Благодаря прочной конструкции, жесткости и износостойкости отлично чувствует себя на водоемах с каменистым дном Аллюр 45. Фото катера позволяет рассмотреть особенности его конструкции. У лодки классическая двухконсольная компоновка с возвышающейся передней частью палубы. Кормовая платформа и кокпит изготовлены из рифленого алюминиевого листа. Изготовитель предусмотрел возможность демонтажа крышки багажного и якорного отсеков, а также секционных сланей для выполнения ремонтных операций.

Ссылка на основную публикацию