Как измерить мощность подвесного мотора

Допустимая мощность подвесного лодочного мотора

  • 16 10 2019

Чтобы стать счастливым обладателем собственного плавсредства, наверняка вам пришлось пройти через много испытаний — изучение рынка предложений, анализ производителей, советы знакомых и рекомендации друзей, чтение отзывов о конкретных моделях и т. д. До полного счастья остается совсем немного — повторить весь этот путь для приобретения лодочного мотора.

Задача, как выбрать лодочный мотор, оказывается для многих достаточно трудной, но правильный выбор сулит так много преимуществ в эксплуатации (от существенной экономии на горючем до сбереженного здоровья и стабильной нервной системы), что потратить силы на решение данного вопроса однозначно стоит.

  • вес всех пассажиров, умноженный на их количество;
  • вес судна (указан в технической документации);
  • вес ПЛМ;
  • масса багажа;
  • вес топлива и дополнительного оборудования.

На что следует обратить внимание при покупке тахометра:

Прежде всего, модель планировалась как неразборная, о чем свидетельствует запаянное внутри корпуса пространство и несъемная батарейка, которой, по оценкам пользователей, хватает на 2 – 2,5 года. При этом приобретая, его вы получите уже включенный прибор, поскольку производители в Китае, скорее всего, решили сэкономить на оборудовании кнопки выключателя. Тем не менее, продажа тахометров подобного класса от этого нисколько не страдает.

Режим F представляет собой меню выбора режимов работы прибора. Как вы уже поняли, управление производится одной кнопкой, при этом прибор распознает быстрое нажатие и удержание (до 5-ти сек.). Таким образом, для перехода в этот режим нужно удерживать кнопку в режиме свечения символа F, который начнет мерцать до появления надписи «SET». После этого коротким нажатием необходимо выбрать нужный режим работы тахометра.

Barik-CZ › Блог › Измерение мощности — какая разница между мощностью с колес и на маховике.

Измерение мощности на динамометрическом стенде, вроде все просто, но почему так много вопросов возникает? Мощность — с колес, с маховика. Единицы измерения мощности в лошадиных силах индикаторная (механическая), а может метрическая или киловаттах. Думаю, многим будет интересно с этим раз и навсегда разобраться.

Что бы лучше в этом разобраться начнем с Джемса Уатта и его парового двигателя, и постепенно дойдем до самых современных методов измерения мощности, используемых в автомобильной промышленности и гоночной индустрии.

Джеймс Уатт (1736-1819) был ученым из Шотландии, инженером, изобретателем, а также инноватором, человеком, который смог извлечь выгоду из своего изобретения. Более того, можно сказать, что он был одним из первых тюнеров двигателей. Все началось с того, что к нему обратился его друг профессор физики Джон Андерсон с просьбой отремонтировать действующий макет паровой машины Ньюкомена. Паровая машина Ньюкомена существовала уже пятьдесят лет до него, и применялась большей частью для откачки воды и поднятия угля из шахт, однако, за всё это время она ни разу не была усовершенствована, и мало кто разбирался в принципе её работы.

Первым значительным усовершенствованием Уатта на паровой машине стало внедрение в 1769 году изолированной камеры для конденсации. А в 1782 году он изобретает машину двойного действия. В итоге, после “тюнинга” от Уатта эффективность паровой машины увеличилась более чем в четыре раза и стала легко управляемой.

К сожалению, машина оставалась бесполезной для изобретателя, как и любое другое изобретение без создания коммерческого спроса. Необходимо было начать продвижение изобретения.

И тогда Уатт предложил использовать паровую машину с доработанным механизмом для поднятия угля из шахты, и тем самым заменить традиционный источник энергии — лошадь. Лошади в то время были использованы для подъема угля до уровня земли. Но как объяснить прижимистым шахтовладельцам, что им предлагают купить более эффективную альтернативу, и оценить преимущества нового приспособления?
Уатт сделал измерения на нескольких лошадях и рассчитал производительность средней рабочей лошади в течение всего рабочего дня. После расчетов именно Уатт дает название этой единице измерения – “Лошадиная сила”, которое в дальнейшем звучит как BHP (brake horsepower) и imp HP (imperial horsepower). Теперь он мог шахтовладельцам показать выгоду, т.е. сколько лошадей они могли бы заменить при использовании одного парового двигателя, а для себя начинать рассчитывать прибыль в предвкушении радужных перспектив.

Однако, все попытки Уатта поставить свои изобретения на коммерческую основу не имели успеха до тех пор, пока не состоялась судьбоносная встреча с предпринимателем Мэттью Болтоном. Совместная компания «Boulton and Watt» (англ. Boulton and Watt) успешно работала на протяжении двадцати пяти лет, в результате чего Уатт становится весьма и весьма состоятельным человеком.

А вот дальше начинается небольшая путаница. Изначально Уатт использовал индикаторные единицы измерения (Imperial units) т.е. фунт и фут (pounds and feet) и следующий расчет – средняя лошадь способна поднять груз 550 фунтов на высоту 10 футов за 10 секунд.

Остальная Европа хотела определение на основе метрических единиц. Это почти, но не совсем, то же самое. Английская или индикаторная (imperial) лошадиная сила при преобразовании в метрическую, показывает на 1.5% более высокие числа. Метрическая л.с., используемая в большинстве европейских стран, определяется как 75 кгс·м/с, то есть как мощность, затрачиваемая при равномерном вертикальном поднимании груза массой в 75 кг со скоростью 1 метр в секунду при стандартном ускорении свободного падения (9,80665 м/с²).

На Втором Конгрессе Британской Научной ассоциации в 1882 году принимается уже новая единица измерения мощности — ватт (обозначение: Вт, W), названая в честь Джеймса Уатта (Ватта), создателя универсальной паровой машины. До этого же при большинстве расчётов использовались введённые Джеймсом Уаттом лошадиные силы.

Ватт – единица измерения мощности в Международной системе единиц (СИ).
1 ватт определяется как мощность, при которой за 1 секунду времени совершается работа в 1 джоуль. Таким образом, ватт является производной единицей измерения и связан с другими единицами СИ следующими соотношениями:

Вт = Дж / с = кг·м²/с³
Вт = H·м/с

Или, если через лошадей, то поднятие груза 1000 Ньютонов (98.1 кг) на высоту 1 метр за 1 секунду. Единица измерения кВ (киловатт)

Мощность в киловаттах всегда и во всем мире будет одинакова, а вот лошадиные силы разные. Для перевода можно использовать следующие коэффициенты:

1 кВт = 1.34 л.с – английское обозначение HP. Используется в основном в Англии и США.
1 кВт = 1.36 л.с — Лошади́ная си́ла (русское обозначение: л. с.; английское: hp; немецкое: PS; французское:CV)
— внесистемная единица мощности. Используется в большинстве европейских стран и России.

1 HP Англо-американская л.с. равняется = 1.015 Русско-европейской л.с.

Также для пересчета англо-американского крутящего момента в международную систему СИ:

1 lb-ft = 1.36 Нм

КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ

Крутящий момент (Torque) является хорошим индикатором способности двигателя выполнять работу. Момент силы имеет размерность “сила на расстояние” и имеет единицу измерения N-m или lbf-ft.
Совпадение размерностей этих величин — не случайность; момент силы 1 Н·м, приложенный через целый оборот, совершает механическую работу и сообщает энергию 2π джоулей

Где:
T = крутящий момент
Wb = эффективная работа за один оборот

Крутящий момент на самом деле то, что вы чувствуете во время вождения автомобиля. Давайте представим, что мы хотим растолкать автомобиль. Когда мы начинаем толкать авто, которое трудно сдвинуть с места, мы прилагаем усилие или крутящий момент, передающийся на колеса, даже если машина остается бездвижна. Только, когда мы сдвинем авто с места, будет произведена работа. Время, в течение которого мы толкаем, и определяет мощность, которую мы имеем.

Для демонстрации концепции, давайте представим, что у машины нет аэродинамического сопротивления, трения и т.д., и попросим 120 килограммового штангиста растолкать машину, начиная с 0 км/час, пока он не достигнет своей максимальной скорости (где-то 20 км/час). В этой точке он больше не будет прилагать усилие (момент), а просто будет бежать с машиной (не забывайте, что в нашем эксперименте нет сопротивления, потерь и т.д.). Скорее всего, он разовьет 20 км/час (свой максимум) через 50 метров. Если же мы попросим растолкать машину 90 килограммового Чемпиона мира в беге на 100 метров, то он скорее всего через 50 метров достигнет только 15 км/час, но будет продолжать разгонять (ускорять) машину. Когда он достигнет скорости 20 км/в час, то он будет продолжать ускорятся, прилагать момент для ускорения машины, скажем до 30 км в час. Для того, чтобы протолкать машину на 100 метров штангист и бегун затратят одинаковое количество времени, и точку 100 метров они достигнут в один момент времени. Это значит, что у штангиста и бегуна одинаковая мощность. Если же машину будет толкать здоровенный мужик с моментом и силой, как у штангиста, и скоростью, как у бегуна, то он будет продолжать ускоряться, толкая машину, и в точке 50 метров при достижении скорости 20 км/ч. И в итоге затратит меньше времени на 100 метров, так как его мощность больше, чем у штангиста и бегуна. Если все это перевести на язык машин, то штангист это Американский 5 литровый Шеви, бегун – Хонда интегра 1.8, а здоровенный мужик – Порше турбо.

Теперь мы понимаем, что мощность и крутящий момент величины, связанные между собой. В тематических автомобильных журналах и на интернет форумах чаще всего используют формулу, описывающую соотношение между крутящим моментом и мощностью. Кривая мощности и крутящего момента всегда будут пересекаться при частоте вращения коленчатого вала 5252 об/мин в английской (imperial) системе измерения и при 9549 об/мин при использовании kW” and “Nm” (международная система СИ).

ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ “Dynamometer”. Какая разница между мощностью с колес и на маховике?

Ключ к пониманию чего-нибудь заключается в определении основных слов объекта (предмета) “Dynamometer” – состоит из двух слов (dynamo) — это греческое слово обозначающее “power in motion” – мощность, сила в движении. Второе слово “meter” также имеет греческое происхождение – измерение. Или просто Дино – можно описать, как стенд (машина) для измерения мощности в движении.
Существует два типа Дино (стендов) – моторный стенд (engine dynamometers) и роликовый, барабанный, колесный стенд (chassis dynamometers). Для того, чтобы измерить мощность двигателя на моторном стенде, необходимо его снять с машины и установить на моторный стенд, подключив напрямую к маховику. Для этого используются специальные адаптеры, также необходимо подключить систему охлаждения и т.д. Данная процедура занимает много времени. Поэтому этот вид стендов в основном используют разработчики моторов.

Для тюнинга автомобилей такой вид стендов используется редко из-за сложности подключения, больших трудозатрат и т.д. Для целей доводки двигателей более эффективен колесный стенд по экономическим соображениям. Гораздо дешевле использовать колесный стенд, и вот о них мы сегодня и поговорим.
Колесный стенд – специально спроектирован для измерения мощности. Двигатель, генерирует мощность на маховике, которая в свою очередь передается в КПП через сцепление. КПП далее передает мощность через дифференциалы, привода, карданный вал на колеса. Все эти механизмы поглощают часть мощности и как результат, мощность, поставляемая к колесам – меньше, чем на маховике двигателя. Потери могут варьироваться от 18% и до 28%. Мощность на колесах это то, что определяет характеристику, эффективность автомобиля.

Количество потерь варьируется от автомобиля к автомобилю, очень много зависит от типа трансмиссии, размера и давления в шинах, температуры КПП, подшипников и т.д и даже от того, как автомобиль пристегнут к стенду.

Читайте также:  Самоподсекающаяся удочка для рыбалки зимней и летней: отзывы, видео, где купить

Колесные стенды делятся на несколько типов: инерционные, нагрузочные со своей классификацией. Большинство колесных стендов спроектированы на измерение мощности только с колес, но есть те, которые способны сделать замер мощности не только с колес, но и с маховика. Для этого, данный тип стендов производит замер не только мощности с колес, но и определяет потери, вот для этого и измеряют свободный выбег.

Выбег: Свободное движение системы вращающихся масс стенда и колеса (колес) с испытуемой шиной, затухающее под действием сил сопротивления их вращению.

Давайте взглянем на результаты замера на популярном автомобиле Skoda Octavia II с двигателем 1.8 TSI

Как я уже писал выше, на замер мощности с колес оказывает влияние множество факторов (размер колес, сход-развал, давление и тип шин, температура и вязкость масла в КПП, редукторах и т.д.), но эти погрешности в основном относятся к возникающим потерям, которые измеряются отдельно, после замера мощности с колес методом выбега.

На данном примере я покажу, как влияет замер мощности в зависимости от выбранной передачи. Первое условие – необходимо выбрать передачу, на которой происходит замер, как можно ближе к передаточному соотношению 1:1. В основном это предпоследняя передача в КПП. Скажем, на 5-ти ступенчатой КПП это будет 4-я передача. На испытуемой Шкоде установлена 7-ми ступенчатая КПП DSG. Для наглядности мы сделаем замер на 5-й и 6-й (жирные линии) передаче и наложим полученные графики замеров друг на друга.

Как мы видим максимальная мощность и крутящий момент, на маховике, в обоих случаях практически идентичен (207 л.с, 270 Нм). А вот потери (зеленные линии) сильно отличаются – 54.5 л.с на 6-ой передачи против 40.6 л.с. на 5-ой. Разница составила 14 л.с и соответственно мощность с колес отличается на такую же величину (147,5 л.с против 162 л.с с колес). Вывод – если вы решили сравнить данные замеров мощностных характеристик двух автомобилей, то, как минимум, (если не учитывать также значительные потери от размера колес и т.д.), необходимо знать на какой передаче был сделан замер (может там вообще на 3-й передаче).

Далее, точка максимальной мощности с колес и с маховика очень редко приходятся на одни и те же обороты двигателя. Если посмотреть на выше указанный график, то максимальная мощность с колес при замере на предпоследней передаче приходится на 4800 об/мин, а с маховика в обоих замерах на 5400 об/мин.

Объяснение этому очень простое. Как мы уже рассмотрели, мощность является соотношением крутящего момента умноженного на частоту вращения и поделенное на константу (в зависимости от системы измерения). Следовательно, после того, как кривая момента начинает падать, начинается и уменьшение прироста мощности, НО! возникающие потери продолжают только увеличиваться, соответственно мощность с колес не только будет иметь меньший прирост с увеличением оборотов двигателя, а также может начать падать (как в примере жирная синяя линия). Ситуация еще больше усугубляется на автомобилях 4х4, так как там значительно выше потери в сравнении с передним приводом рассматриваемым в данном примере.

Возникающие потери в основном зависят от скорости автомобиля (скорости вращения колес) – чем выше скорость, тем больше потери. Поэтому при замере на разных передачах, на одних и тех же частотах вращения двигателя будут различные потери и естественно различные значения мощности с колес.

Возможно, для одного поста много информации, которой хотелось поделиться. В дальнейшем, я расскажу о различных факторов, влияющих на точность замера, при работе на дино стендах, исходя из своего многолетнего опыта. И, конечно, раскрою многие секреты “читерства”на дино-стендах, не только сленгом все больше прорастая в российскую реальность после 15 летнего заграничного путешествия . Уже 3 месяца в России, продолжение следует…

Давайте взглянем на результаты замера на популярном автомобиле Skoda Octavia II с двигателем 1.8 TSI

Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки

1. Установка лодочного мотора на транец лодки .

Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.

Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.

2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).

Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.

При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.

3. Подбор шага гребного винта.

Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти. На заводе при комплектации лодочного мотора, чтобы добиться большей универсальности применения лодочного мотора, как правило, ставят винт с меньшим шагом (грузовой). Установив, мотор с таким винтом на надувную моторную лодку из ПВХ мы получаем низкую скорость и превышение паспортных оборотов двигателя, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы. Встречается и противоположное явление, когда газ открыт не полностью 3/4, а скорость уже не растёт и большее открытие ручки газа приводит только к увеличению расхода топлива. Оба этих случая возникают из-за неправильно подобранного винта. Наша главная задача подобрать такой винт, что бы на данной лодке при Вашей загрузке, лодочный мотор мог работать во всём диапазоне оборотов, в результате мы получим максимальную скорость и экономичность.

Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор . При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.

4. Распределение веса в лодке.

В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.

Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.

Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.

5. Гидрокрыло на лодочный мотор.

Изначально гидрокрыло (гидрофоил) получило большое распространение при установке на мощные лодочные моторы, которые устанавливали на короткие лодки, что бы убрать «кобру» при выходе на глиссирование. Но как оказалось на практике данное приспособление при установке на моторы малой мощности помогает им выйти на глиссирование в случая когда, казалось бы, глиссирование невозможно из-за малой мощности лодочного мотора. Происходит это потому что крыло установленное на антикавитационной плите лодочного мотора создаёт дополнительную подъёмную силу и помогает маломощному лодочному мотору вытолкнуть лодку на глиссирование.

Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.

1. Установка лодочного мотора на транец лодки .

Выбор мотора для надувной лодки

Мотор не тянет лодку с увеличившейся нагрузкой, и до нужного места доплыть не получается. Это означает, что приобретенный наугад мотор мал по мощности для двух человек в лодке. Для рыбалки с напарниками необходимо приобретение более мощного двигателя. Итак, как выбрать мотор к лодке?

Моторы GOLFSTREAM фирмы Suzhou Parsun Power Marine (г. Сужоу, КНР) специально адаптированы под российские условия, учитывают специфику нашего моторного топлива.

Изделия официально спроектированы на основе разработок компаний Yamaha, Tohatsu и Mercury.

Надувная лодка, движимая мотором, может удерживаться на воде и передвигаться двумя способами:

Как измерить мощность подвесного мотора

Без современной моторной лодки трудно себе представить активный отдых на воде. Юридические лица, занимающиеся организацией массового отдыха, приобретают катера и яхты со встроенными моторами, а рыбаки и охотники обычно приобретают лодку, после чего подбирают подходящий к ней подвесной мотор. Количество их разновидностей приближается к двум тысячам, поэтому для правильного выбора мотора можно рекомендовать обратить внимание на основные критерии выбора.

1. Определение мощности мотора для выхода в режим глиссирования

Наиболее скоростным, эффектным и экономным способом передвижения на моторной лодке является режим глиссирования, то есть движения в положении, в котором днище лодки минимально соприкасается с водой, снижая до предела ее сопротивление. При выходе в этот режим лодочные моторы испытывают максимальную нагрузку, поэтому важным показателем при определении мощности мотора является расчетная мощность, необходимая для перехода к скоростному скольжению.

Безопасным для глиссирования считается соотношение между длиной и шириной корпуса лодки не более 3 к 5. Для таких судов мощность выхода на глиссирование определяется как соотношение совокупной нагрузки к 30 для плоскодонок, или к 25 для килевых лодок. Совокупная нагрузка рассчитывается как сумма масс экипажа, груза, лодки и двигателя. Таким образом, для лодки с плоским жестким дном и надувными бортами (25 кг) с двумя рыбаками на борту (160 кг), грузом (30 кг) и мотором (25кг) нагрузка составляет 240 кг, а при делении на 30 мы получаем мощность для выхода в режим глиссирования, равную 8 лошадиным силам.

2. Выбор мотора в зависимости от водоема

В первую очередь при выборе подвесного мотора следует учитывать особенности водоема, в котором предстоит эксплуатировать моторную лодку. Двигатели, предназначенные для плавания по морям, должны иметь более надежную антикоррозийную защиту.
На сильно заиленных водоемах или там, где в воде держится песчаная взвесь, не стоит использовать мотор с водяным охлаждением, так как загрязненная забортная вода может повредить двигатель. В таких водах лучше использовать системы с воздушным охлаждением.

Читайте также:  О фибросаркоме судака: возбудитель болезни, опасность для людей

Если предстоит двигаться по мелководью, среди водорослей или швартоваться на отмелях, важно, чтобы мотор был оборудован ручным или электрическим механизмом подъема его из воды или возможностью наклона корпуса двигателя.
На заповедных озерах, на которых запрещено передвигаться на лодках с двигателями на бензине или солярке, оправданным будет применение электромоторов, а для рек с сильным течением электрический двигатель может оказаться слабоват.

3. Случаи, в которых лучше выбрать электромотор

На лодке с электромотором хорошо принять участие в ночной ловле линя, когда на глубину опускают электрический прожектор. Для такой рыбалки лучше выбирать мотор с максимальным током генератора, чтобы подключение осветительных приборов не лишило двигатель последних сил. Генераторы способны производить ток от 3 до 133 ампер.
Его бесшумный ход понравится охотнику на водоплавающую дичь, но электромотор не подойдет тому, кто хочет отправиться в многодневный водный поход или быстро преодолеть большое расстояние. Лодка с электрическим двигателем также зависима от аккумулятора, как электромобиль – не зарядишь – не поедешь.
Троллинговать в небольшой компании тоже удобно на лодке с бесшумным электромотором – и рыбу не распугиваешь, и скорость для блеснения развивается оптимальная.
Мощность электромотора напрямую зависит от потребляемого тока, который может находиться в диапазоне от 12 до 84 ампер. При выборе электромотора обязательно учитывается вес лодки, который с нагрузкой может составлять от 210 до 1750 килограммов.
Неоспоримым достоинством электромотора помимо его бесшумной работы и щадящего отношения к природе является малый вес и компактные габариты. Такой двигатель годится для установки на небольших, в том числе надувных лодках, предназначенных для одного-двух человек.

4. Выбор двигателя внутреннего сгорания

Любители активного отдыха на воде, кроме живущих на самых берегах водоемов, без автомобиля вряд ли смогут доставить лодку в нужное место, поэтому аналогия с автомобильным двигателем значительно сокращает рассказ о двигателе внутреннего сгорания для моторных лодок. По виду топлива выделяют ДВС, работающие на солярке и на бензине. По системе подачи топлива они, также, как и автомобильные, делятся на карбюраторные и оснащенные системой электронного впрыска, которая:

– снижает токсичность выхлопа,
– облегчает запуск двигателя,
– оптимизирует его работу,
– уменьшает расход топлива.

ДВС наиболее популярен среди любителей водных путешествий и сторонников экстремальных водных развлечений благодаря надежности, мощности, возможности длительных поездок и быстрой езды в режиме глиссирования.

Достаточно большую скорость могут развивать простые, легкие по весу и недорогие двухтактные ДВС, но они отличаются едким выхлопом и недостаточно плавным ходом. Этих недостатков почти полностью лишены более мощные четырехтактные двигатели, но они более массивны, дороги и сложны в обслуживании.
Дизельные двигатели отличаются большим, чем у бензиновых моторов, сроком службы до капремонта и экономичностью, но стоимость их ремонта значительно дороже. Их чаще ставят на крупные суда.
Разновидностью двухтактных и четырехтактных лодочных ДВС являются водометные двигатели, разрабатываемые для движения по мелководью и швартовки у берега.
Лодочный ДВС, как и автомобильный, характеризуется мощностью и рабочим объемом. Мощность мотора может достигать 400 л.с., а его объем доходить до 5,330 литров, что соответствует силе хорошего внедорожника, но следует помнить, что более высокая мощность ведет к пропорциональному увеличению расхода топлива, который колеблется от половины до сотни литров в час.
В ДВС также существует система переключения скоростей с тремя положениями (нейтральным, вперед и назад). Количество скоростей может доходить до пяти.

5. Выбор мотора в зависимости от конструкции лодки

Производители моторов указывают рекомендованную высоту транца – плоской части лодки, предназначенной для установки мотора. Высота транца колеблется от 308 до 762 миллиметров. Его рекомендуемая высота иногда обозначается на моторах буквенными символами, которые подозрительно напоминают буквы, отражающие размеры одежды. Буквой S помечают моторы, устанавливаемые на транцах от 381 до 454 миллиметров высотой, буквой L – от 508 до 572, X соответствует диапазону от 605 до 635, а ультра длинные, от 605 до 635 миллиметров, обозначают латинской U. Несоблюдение требований по рекомендованной высоте транца приводит к слишком глубокому или мелкому погружению винта мотора.

На выбор мощности двигателя влияет не только конструкция, но и материал лодки. Помимо деревянных лодок сейчас выпускается множество надувных, пластиковых и дюраллюминеевых моделей. Для придачи устойчивости в дно надувных лодок иногда вставляют жесткие вставки, которые увеличивают плавучесть, но ухудшают гидродинамику. Плоскодонки перестают набирать скорость, попадая в резонанс с волнами, поэтому избыточная мощность при данной конструкции ничего не решает. Для таких лодок при одном человеке на борту достаточным является электромотор или ДВС мощностью не более 5 лошадок.
Более мощные моторы можно устанавливать на лодки с надувным дном, а самые мощные – на суда с килевой конструкцией дна. Они имеют самые высокие скоростные и гидродинамические показатели, а жесткий настил допускает установку двигателей мощностью до 50 лошадок.

6. Выбор мощности мотора

Как бы ни было велико желание владельца лодки мгновенно перемещаться на ней в пространстве, каждое судно имеет свой допустимый предел мощности, который обычно указывается на бирке транца или в прилагаемой документации. Превышение максимально допустимых показателей чревато потерей управляемости и даже опрокидыванием судна. В пределах допустимой мощности можно выбирать моторы в зависимости от нагрузки, ее распределения подлине лодки, формы корпуса, желаемой скорости. Для надувных лодок мощность можно определить с помощью простой таблички:

Скорость (км/час) Длина лодки (м) Нагрузка (кг) Мощность л.с. (кВт)
15 3,0 100 5 (3.7)
35 3,2 100 9.9 (7,3)
30 3,5 100 9,9 (7,3)
30 4,0 100 9,917,3)
35 4,5 100 20 (14,7)
50 5,0 100 40 (29,4)

Для остальных типов лодок можно воспользоваться условной разбивкой на группы моторов по мощности:

Мощность (л.с.) Длина лодки (м) Вес лодки (кг) Количество человек
2-4 до 3 до 50 1
5-8 2,5-4 25-110 2
9-19 3-7 50-300 Более 2
20-35 4-6 до 250 Более 3

Наиболее популярны моторы мощностью от 9 до 19 л.с.

7. Выбор производителя

Из импортных моторов на отечественном рынке можно встретить следующие торговые марки: Honda, Hidea, HDX, Mercury, Mikatsu, Minn Kota, Nissan Marine, SEA-PRO, Suzuki, Tohatsu, Yamaha, Zongshen и другие, менее раскрученные бренды. Заслуженную популярность снискали лодочные моторы Ямаха за их надёжность и неприхотливость. Многие производители выпускают как электрические, так и бензиновые двигатели в двухтактном и четырехтактном исполнении. Цифрами в модели обозначается мощность мотора.
Наибольшей популярностью пользуются импортные двигатели SEA-PRO Т2.5S, Tohatsu М 9.8ВS, Yamaha 9FMHS/GMHS, SEA-PRO ОТН 9.9S. Стоимость мотора известных брендов начинается примерно от 13 тысяч рублей.

Отзывы о SEA-PRO Т2.5S – двухтактном двигателе китайского производства, вопреки сложившемуся мнению, носят позитивный характер. Его характеризуют как простой, легкий, дешевый и функциональный. При весе в 9 килограммов мотор позволяет развивать на надувной лодке в стоячей воде скорость до 8 км/час, а против течения – около 6. Потребляет мотор в среднем литр бензина в час.

Наличие на рынке большого ассортимента подвесных моторов иностранного производства совсем не означает полного фиаско отечественных двигателей. Многие из них уже не производятся, и могут быть приобретены только в качестве б/у. Из производимых, популярностью пользуется Шмель F1.6 и более мощные – Ветерок-8 и Москва, способные везти лодку длиной до семи метров.
Опытные водные туристы советуют выбирать марку мотора с учетом близости сервисного центра, готового произвести любой ремонт сломавшегося двигателя.

В первую очередь при выборе подвесного мотора следует учитывать особенности водоема, в котором предстоит эксплуатировать моторную лодку. Двигатели, предназначенные для плавания по морям, должны иметь более надежную антикоррозийную защиту.
На сильно заиленных водоемах или там, где в воде держится песчаная взвесь, не стоит использовать мотор с водяным охлаждением, так как загрязненная забортная вода может повредить двигатель. В таких водах лучше использовать системы с воздушным охлаждением.

Где искать?

Типичные места нереста уклейки — это прогреваемые солнцем прибрежные отмели, иногда с островками травы, упавшими с деревьев ветками и всяким мусором. В реках она выбирает для икромета песчано-каменистое дно на слабом течении.

Во время нереста уклейка скапливается в несметном количестве. Создается впечатление, что водная масса чуть ли не на четверть состоит из рыбы: вынутый из воды стандартный (метр на метр) подъемник прогибается под тяжестью нескольких десятков уклеек, а на каждой второй проводке тройник блесны приносит маленькую забагренную рыбку. Впрочем, не намного реже блесна приносит не уклейку, а что-то более солидное.

Концентрированный «бульон» из кишащих уклеекпритягивает хищников, как магнитом. Интересно, что разные хищные рыбы, несмотря на то, что они жируют в одном месте и в одно время, ведут себя по-разному.

Судак подкрадывается к уклейкам из глубины — он разворачивает свои боевые действия там, где отмель, на которой, собственно, и происходит сам нерест, переходит в относительно более глубокий приямок. Судак старается не выходить на поверхность и «давит» уклейку вблизи дна.

Поведение во время икромета

Уклейка является довольно скороспелой рыбой: большинство особей готовы к размножению уже на втором-третьем году жизни. Подавляющее большинство икры выметывают 2-5-летние самки – до более солидного возраста и размера свыше 18 см доживают единицы.

Перед нерестом эти миниатюрные представители семейства карповых сбиваются в огромные косяки и следуют к местам икромета. В непосредственной близости от нерестилищ ходят стаи рыб различного возраста, активно поедая все в округе. Перед самым икрометом они разбиваются на более мелкие возрастные группы, причем открывают сезон размножения наиболее крупные особи.

Периоды брачных игр приходятся на самое раннее утро и вечерние сумерки. Как говорят, уклейка начинает «тереться», то есть, выбираться на самые мелководные участки, забиваясь поглубже в заросли. Самки трутся о дно, камни и растения брюшками, а самцы сразу же оплодотворяют выметанную икру молоками. Интересно, что уклейка имеет тенденцию к скрещиванию с иными карповыми видами: встречаются гибриды с плотвой, красноперкой и даже лещом.

В порыве страсти многие особи забираются слишком глубоко в заросли или вовсе выпрыгивают на берег. Они уже не в силах вернуться в воду, поэтому для многих из них первый же в жизни нерест оказывается и последним.

Самки, которые достигли 12-15 сантиметров, имеют все шансы стать весьма плодовитыми и метать примерно 1 тысячу икринок. Так, уклейка продолжает давать икру (примерно 3 порции с перерывом в 10-15 дней) около двух месяцев. В размножении обычно принимают участие особи от 2 до 5 лет и одна рыбешка способна за всю жизнь выдать около 11 тысяч икринок.

Снасти для ловли уклейки

  • Крючки на уклейку (мм, отечественная классификация): 2—3,5
    Подробнее о классификации крючков читайте статью Классификация и нумерация рыболовных крючков.
  • Леска (мм, тип – монолеска): 0,10—0,12
  • Чем ловить уклейку: поплавочная удочка.

Данный календарь клёва уклейки был составлен с использованием материалов из книги Матвеева М.М. «Времена года рыболова» Москва, ФиС, 1988 г. и других источников.

Читайте также:  Рыба Фугу. Почему ее так любят Японцы?! Как правильно ее приготовить?

Блюда из уклейки

Очень распространенный рецепт приготовления уклейки является “уклейка пряного посола”. Как солить уклейку? Не удаляя внутренности, рыбу моют и чистят от чешуи, засаливают, укладывая слоями. Вместе с солью посыпают перцем и лавровым листом. Ставят на 6 часов в закрытой посуде, потом размещают на сутки в холодильник. Очистку от внутренностей производят перед

Ловля уклейки осенью имеет свои правила. Дело в том, что в это время года рыба уходит на глубину. Найти ее можно на глубине от 1 метра. И обычно берет насадку у самого дна. Время клева также изменяется. Порою бывает на закате, порою на самом рассвете, но изредка в середине дня. Имея отличные гастрономические качества, эта рыба имеет еще одно достоинства: является превосходным живцом. На нее хорошо ловятся все хищные рыбы.

Как ведет себя во время нереста

Процесс всегда проходит за один раз, причем он начинается только в том случае, когда в течение нескольких дней держится теплая, устойчивая погода, с ярким солнцем и стабильным давлением.

Обычно уклейка выбирает хорошо прогреваемые прибрежные отмели, с участками водной растительности. В реках – это участки со слабым течением и песчано-каменистым дном. Там рыба скапливается просто в огромном количестве. Порой создается ощущение, что весь водоем буквально наполнен одной уклейкой, где просто уже не остается места.

В ее нересте есть одна особенность, которой пользуются все любители спиннинговой ловли. Дело в том, что икромет большинства хищных рыб проходит раньше и к этому времени как раз начинается их жор. Они не оставляет без внимания большие скопления уклейки, направляясь в те места в значительном составе. Поэтому если вы правильно угадаете со временем и окажетесь в нужном месте со спиннингом или живцовой снастью, то солидный улов вам гарантирован.

Процесс всегда проходит за один раз, причем он начинается только в том случае, когда в течение нескольких дней держится теплая, устойчивая погода, с ярким солнцем и стабильным давлением.

Поведение уклейки в нерестовый период

Уклейка является довольно скороспелой рыбой: большинство особей готовы к размножению уже на втором-третьем году жизни. Подавляющее большинство икры выметывают 2-5-летние самки – до более солидного возраста и размера свыше 18 см доживают единицы.

Перед нерестом эти миниатюрные представители семейства карповых сбиваются в огромные косяки и следуют к местам икромета. В непосредственной близости от нерестилищ ходят стаи рыб различного возраста, активно поедая все в округе. Перед самым икрометом они разбиваются на более мелкие возрастные группы, причем открывают сезон размножения наиболее крупные особи.

Периоды брачных игр приходятся на самое раннее утро и вечерние сумерки. Как говорят, уклейка начинает «тереться», то есть, выбираться на самые мелководные участки, забиваясь поглубже в заросли. Самки трутся о дно, камни и растения брюшками, а самцы сразу же оплодотворяют выметанную икру молоками. Интересно, что уклейка имеет тенденцию к скрещиванию с иными карповыми видами: встречаются гибриды с плотвой, красноперкой и даже лещом.

В порыве страсти многие особи забираются слишком глубоко в заросли или вовсе выпрыгивают на берег. Они уже не в силах вернуться в воду, поэтому для многих из них первый же в жизни нерест оказывается и последним.

Крупная уклейка за время нереста выметывает до 12 тысяч мелких желтоватых икринок. Процесс происходит порционно, в 2-3, реже 4-5 приемов. Икромет может полностью прекратиться на период похолодания и восстановиться с установлением ясной погоды.

Нерестование уклейки

Мне лично приходилось много лет подряд наблюдать нерест уклейки в подмосковных прудах, и относительно этого я могу сказать, что нерест ее продолжается иногда от середины мая почти до начала июля с весьма значительными, однои двухнедельными перерывами. При хорошей погоде в мае и начале июня вся уклейка выметывает икру очень дружно, в два приема – до 10 июня, сначала крупные особи (иногда в первой половине мая), затем, примерно через 2 недели – мелкая (трехлетка и может быть и двухлетки): при периодических холодах нерест затягивается почти до начала июля и производится в 5-6 приемов, причем, несомненно, что одни и те же особи выметывают икру не всю сразу.

Происходит это явление потому, что для нереста уклейки требуется известная, довольно высокая температура воды (14-15°), ясная погода и 3-4-дневный срок; если же наступит ненастье или холод, то нерест прекращается и возобновляется только, когда снова наступит хорошая погода. Замечание это может быть отнесено и ко многим другим рыбам. Вообще, при продолжительной теплой погоде рыба нерестится дружно, хотя, несомненно, не вся сразу, а по возрастам (в 2-3 приема); наоборот, при часто повторяющихся ненастьях и холодах рыба выметывает икру не сразу, а в несколько приемов.

Что касается места нерестования, то уклейка мечет икру всегда в тихой и неглубокой воде, на траве, хворосте, реже в камнях. В реках уклейка, по-видимому, прилепляет свои яички в травах заводей, изредка выметывает икру прямо на песок (также в таких заводях); в озерах Новгородской губ, со слов рыбака (передаваемых Гриммом), «нарост» происходит в камнях, по кряжам и в траве, по лукам, где «сплавина» по воде, т. е. где трава лежит на дне. Икра ее будто бы ложится слоем до 4,5 см, так что «ребятишки собирают ее в торбочки для рыбников» (пирогов).

По моим наблюдениям, прудовая уклейка нерестится в траве у самых берегов, на солнечной стороне, предпочитает плавуны или трясины, заросшие папоротником, к подводным мочкам которых и прилепляет свои мелкие, беловатые икринки, которые немного мельче, чем у плотвы. Реже выметывает она икру на мелкие корни прибрежных деревьев, которые составляют здесь любимое место нереста плотвы. Самый процесс икрометания совершается в ясные солнечные дни, когда уже совсем обогреет, в полном разгаре бывает около полудня и прекращается задолго до заката солнца, до следующего утра.

Продолжается он, как сказано выше, 3-4 дня; сначала нерестится самая крупная уклейка (5-летняя и старше, до 17 см длины), которая начинает обыкновенно тереться, когда кончает нерест мелкая плотва. При этом все нерестующие особи ходят огромными узкими вереницами вдоль берега, взад и вперед, не выпрыгивая из воды – это только готовящиеся к нересту рыбы; совсем готовые к этому акту уклейки уходят или под берег, в мочки корней папоротника (Polystictun Thelypteris), отличающиеся своей густотой, или в вырезы плавучего берега, причем происходит сильная возня и плеск. В это время уклейка, обыкновенно шустрая и осторожная, становится очень смелой и не только наметкой, но простым сачком можно ловить ее (с берега или с лодки) десятками, не сходя с места.

Прыгая в густой траве и стараясь забраться в самую гущу корней, нерестующие уклейки часто погибают, так как в первом случае попадают в траву вне воды, а во втором – вязнут и не могут высвободиться. По окончании нереста все мочки папоротников, растущих на краю плавучего берега, оказываются унизанными прилипшей к ним, уже оплодотворенной икрой – и я сильно сомневаюсь, чтобы уклейка нормально выметывала икру слоем в 4,5 см; по всей вероятности, это бывает в том случае, когда уклейка нерестится на песке и когда значительная часть икринок, как оплодотворенных, но б. ч. неоплодотворенных, сбивается волнением, образуя таким образом целый слой.

По моим наблюдениям над прудовой уклейкой, икра ее (в прудах) всего более истребляется красноперкой, которая в большом количестве встречается в это время между вереницами уклеек. Кроме того, последние подвергаются нападению небольших щук, преимущественно 2-3-летних. Молодые рыбки выклевываются через 7-8 дней, сообразно погоде, и в первые дни не выходят из корней; затем они держатся около берегов, между водяными растениями, близ поверхности воды, нередко в сообществе прошлогодних и нынешних верховок, от которых (и от других прудовых рыб) легко отличаются продолговатостью и темным (синеватым) цветом туловища.

Растут уклейки быстро и через год сравниваются с плотвой и красноперкой однолеткой, достигая длины (от носа до конца хвоста) до 3,7-4 см, а в реках (напр., в Москве-реке) до 9 см 2-летняя уклейка бывает величиной около 10 см (в Москве-реке около 13 см) и уже способна к размножению, только нерест ее совершается очень поздно – около средины июня и позднее.

Прыгая в густой траве и стараясь забраться в самую гущу корней, нерестующие уклейки часто погибают, так как в первом случае попадают в траву вне воды, а во втором – вязнут и не могут высвободиться. По окончании нереста все мочки папоротников, растущих на краю плавучего берега, оказываются унизанными прилипшей к ним, уже оплодотворенной икрой – и я сильно сомневаюсь, чтобы уклейка нормально выметывала икру слоем в 4,5 см; по всей вероятности, это бывает в том случае, когда уклейка нерестится на песке и когда значительная часть икринок, как оплодотворенных, но б. ч. неоплодотворенных, сбивается волнением, образуя таким образом целый слой.

Нерест уклейки: классификация, время, места и особенности

611 Views

Размножение уклейки проходит икрометанием. Икринки формируются в парных яичниках или гонадах самок уклейки еще с августа — сентября и остаются незрелыми весь осенне-зимний период.

Постепенное созревание и рост массы гонад начинается весной, буквально за 2 недели до начала нереста и происходит неравномерно, чем обусловлено порционное икрометание.

Время активного икрометания рыбы наступает при прогревании воды в водоеме не менее 12°С, а в нерестилищах — 14-18°С, в водоемах появляется прибрежная подводная растительность.

Время и место для ловли уклейки

Нереститься уклейка начинает в конце весны, когда вода в водоеме прогреется до отметки в +20 градусов. Нерест у этой мелкой рыбки протекает бурно, уклейка подходит большими стаями практически к береговой линии, где глубина может составлять всего 10-15 см.

До нереста ее клев слабый и нестабилен, если возникает необходимость в ее поимке, то чаще приходится применять специальные сети (малявочник). Ловить уклейку до нереста следует на глубине, здесь она будет чувствовать себя более комфортно и увереннее.

В ветряную погоду, уклейка к поверхности не поднимается, придерживается нижних слоев акватории. Любое изменение погодных условий в худшую сторону и глубина ловли увеличивается. Потепление благоприятно сказывается на активности рыбы, она начинает покидать глубокие участки и особенно в вечерние часы поднимается к поверхности.

Выбрав место для ловли уклейки, следует аккуратно подготовить небольшой пятачок, в который будет опускаться приманка, привлечь рыбу к месту ловли можно при помощи прикормки. Здесь можно использовать все что угодно, но как показывает практика, вполне достаточно бросить в воду горбушку хлеба.

Относительно времени ловли стоит отметить, что рано утром уклейка клюет плохо. Ее активность повышается примерно после полудня, при условии хорошей погоды клев будет продолжаться до наступления темноты.

• Ловля весной. Сразу после схода льда можно отправляться на водоем и приступать к поиску мест для ловли уклейки. Рыба восстанавливается быстро после зимних холодов и уже в конце марта можно рассчитывать на хороший ее клев. Аппетит у уклейки повышается по мере прогревания воды, перед нерестом клев особенно сильный, но длится он около недели, во время нереста уклейку поймать можно только используя сачок.

Ссылка на основную публикацию