Как ловить карася у поверхности

Повадки крупного карася

В отличие от мелких и средних большие караси имеют следующие особенности в поведении:

  • Основное время кормежки крупных экземпляров – это глубокая ночь. Рано же утром или поздним вечером клюет средний и мелкий карась.
  • Карась весом 1-2 кг ведет одиночный образ жизни. Лишь изредка он собирается в небольшие стаи, состоящие из 2-3 одинаковой величины экземпляров;
  • Увесистые караси гораздо осторожней и подозрительней своих мелких собратьев. Приманку они берут не так охотно и нагло, часто подолгу могут ее смаковать, держа во рту. Со стороны это часто выглядят как неуверенный клев мелочи.
  • Основную часть времени эта рыба ведет донный образ жизни;
  • Нерестится крупный карась позже и дольше рыб мелкого и среднего размера;
  • В отличие от более мелких особей крупные менее активны, редко покидают глубокие ямы.

Самодельные прикормки готовят смешивая в равных количествах панировочные сухари, жмых, вареной перловкой, распаренный горох, пшено. Весной и осенью в прикомочную смесь добавляют резаных червей, раздавленного мотыля. Опарыша в прикормку не добавляют, так как обладающие подвижностью личинки скапливаются на дне емкости, в которой готовят смесь и в закормочные шары попадают очень редко. В качества балласта для прикормки, используемой при ловле на поплавочные снасти, применяют глину и землю из кротовин.

Глубина отпуска оснастки. Карась

Как известно, на рыбалке нет мелочей. Уверен, что каждый рыбак на своем опыте убеждался в справедливости этого высказывания. Где, как не на рыбалке нужно уделить внимание каждому элементу и учесть каждый фактор. Ведь даже неправильно завязанный узел может существенно повлиять на клев и свести на нет все приложенные усилия.

В данной статье я хотел бы затронуть такую важную составляющую рыбалки, как глубина отпуска оснастки. Ведь так много написано о насадках и прикормках. Об одних только бойли есть тысячи статей в интернете. А вот такая тема, как клёв рыбы и глубина отпуска оснастки, по моему мнению, относительно слабо исследована. На это, конечно же, есть свои обьективные причины, и основная состоит в том, что большинство рыболовов непосредственно в процессе ловли выбирают оптимальную длину отпуска снасти. И это абсолютно правильная тактика – на месте определять глубину, на которой в данный момент кормится рыба. Тем не менее, даже в таком индивидуальном деле, как определение «рабочей глубины», есть некоторые закономерности, которыми я хочу поделиться с уважаемыми читателями.

Поскольку карась – это одна из самых распространенных наших рыб, считаю необходимым начать цыкл статей, посвященных вопросу длины отпуска снасти, именно с неё.

Глубину отпуска оснастки условно можно разделить на 5 видов: насадка лежит на дне, насадка прямо над дном, насадка в толще воды, насадка у самой поверхности, насадка на поверхности. Как правило, прикормив место лова, рыбак опытным путем определяет глубину, на которой в данный момент держится рыба. Это, кстати, намного проще и быстрее сделать, если вы с собой взяли несколько удочек.

Карась рыба преимущественно донная, поэтому искать ее у поверхности, за некоторыми исключениями, не имеет смысла. В толще воды также редко случается клёв карася. Понятно, что насадка должна находиться у дна, но где именно: лежать на дне или находится в нескольких сантиметрах над ним? Это довольно сложный вопрос, на который не могут дать однозначный ответ даже очень опытные рыболовы. Ведь карась берёт и лежащую на дне насадку, и ту, что почти касается дна, и ту, что в нескольких сантиметрах над дном. Какой же способ предпочтительнее? Карась по поведению очень напоминает сазана, с той лишь разницей, что сазан предпочитает более глубокие места. Ловля сазана на бойлы состоит в том, что насадка неподвижно лежит на дне. Да и вообще – мало кто ловит крупного карпа и сазана не со дна. С карасем дело обстоит несколько иначе.

Карась в поисках пищи перемещается по водоему, активно роясь в иле: все мы наблюдали пузыри, которые медленно приближались к стоячим в воде поплавкам. «Карась подошёл», – радостно проносится в голове и рука инстинктивно сильнее сжимает удочку.

С этого можно сделать вывод, что насадка непременно должна лежать на дне (рис.1). Карась, подойдя к приваде и схватив наживку, поднимает нижнее грузило – поплавок выходит из воды; карась движется в сторону – наполовину высунутый поплавок загулял по воде; подсечка – и карась у вас в руках.

Но не всё так просто, как кажется. Давайте добавим к вышеперечисленному сценарию темный ил, приманку, которая полностью завязла в нём, вследствие чего стала плохо видимой (если это не светлый опарыш или манка, а, к примеру, мотыль или навозный червь). Следует ли в таком случае глубину оснастки регулировать таким образом, чтобы насадка лежала на дне – а на самом деле в верхних слоях ила (Рис. 2)? По моему мнению, нет.

Как же сделать насадку одновременно и видимой, и доступной карасю, если вы ловите в месте с илистым дном? По-моему мнению, в таком случае глубину отпуска оснастки нужно регулировать таким образом, чтобы крючок с наживкой еле-еле касался дна, а лучше – нависал над ним в 1-2 сантиметрах (Рис. 3).

Поклевка зависит от того, как вы огрузили снасть, но если вы разместили маленькую дробинку в 3-6 сантиметрах от крючка (классическая огрузка), то в большинстве случаев карась, клюет так же, как и при лежачей на дне насадке, с той лишь разницей, что поплавок не так высоко выходит из воды – карась, как правило, поднимает только самое нижнее грузило.

Эту тактику я успешно применяю уже много лет и считаю ее самой удачной в илистых местах. Безусловно, если вы ловите карася там, где дно, преимущественно пещаное или глинистое, длина отпуска снасти должна регулироваться сообразно с новыми условиями ловли. Но об этом в следующей части.

В данной статье я хотел бы затронуть такую важную составляющую рыбалки, как глубина отпуска оснастки. Ведь так много написано о насадках и прикормках. Об одних только бойли есть тысячи статей в интернете. А вот такая тема, как клёв рыбы и глубина отпуска оснастки, по моему мнению, относительно слабо исследована. На это, конечно же, есть свои обьективные причины, и основная состоит в том, что большинство рыболовов непосредственно в процессе ловли выбирают оптимальную длину отпуска снасти. И это абсолютно правильная тактика – на месте определять глубину, на которой в данный момент кормится рыба. Тем не менее, даже в таком индивидуальном деле, как определение «рабочей глубины», есть некоторые закономерности, которыми я хочу поделиться с уважаемыми читателями.

Насадки и наживки

Известная разборчивость карасей в питании заставляет рыболовов держать с собой на водоеме достаточно широкий ассортимент растительных и животных насадок. Существует общий подход при подборе уловистой приманки для карасей: чем холоднее вода, тем лучше рыба клюет на животные насадки. В начале лета это продолжается вплоть до массового вылета комаров, а осенью начинается с заморозками и охлаждением воды на мелководьях, когда караси концентрируются на глубинных участках водоемов.

Однако на конкретной рыбалке гораздо важнее определиться не столько с самой приманкой, сколько с оптимальным размером насадки или наживки. При этом, конечно, используется соответствующий крючок. При вялом клеве сытой рыбы, а он чаще всего и бывает, насадку следует использовать небольшую: мелкого червя, одного-двух опарышей или мотылей, обломок зерна перловки, два-три лепестка геркулеса, катышек теста чуть больше спичечной головки, кусочек хлебной корочки или мякиша. Естественно, насадку необходимо чаще обновлять, поддерживая ее высокое качество.


Однако на конкретной рыбалке гораздо важнее определиться не столько с самой приманкой, сколько с оптимальным размером насадки или наживки. При этом, конечно, используется соответствующий крючок. При вялом клеве сытой рыбы, а он чаще всего и бывает, насадку следует использовать небольшую: мелкого червя, одного-двух опарышей или мотылей, обломок зерна перловки, два-три лепестка геркулеса, катышек теста чуть больше спичечной головки, кусочек хлебной корочки или мякиша. Естественно, насадку необходимо чаще обновлять, поддерживая ее высокое качество.

Места обитания

Карась водится в пресных стоячих водоемах (серебряный попадается и в реках):

  • пруды;
  • озера;
  • лиманы;
  • старицы;
  • илистые заливы или заводи рек.

  • пруды;
  • озера;
  • лиманы;
  • старицы;
  • илистые заливы или заводи рек.

Ловля карася летом

Карась — одна из наиболее распро­страненных пресноводных рыб, но нель­зя сказать, что о его ужении много на­писано. Правда, в последнее время по­явилось немало сообщений о том, что карась, вопреки устоявшемуся мнению, ловится и зимой. Описаны места зим­него клева — главным образом неболь­шие пруды, водоемы с теплыми ключа­ми либо обогреваемые водами ТЭЦ или ГРЭС. Такие крупицы индивидуального опыта очень ценны — они позволяют составить более полное впечатление о той или иной рыбе, ее поведении, спо­собах ловли.

Как известно, карась предпочитает тихие воды с илистым дном и водной рас­тительностью. Обычно держится вблизи берега в траве. В большинстве случаев я обнаруживал его на границе расти­тельности и открытой воды или в за­рослях кувшинок и лилий, на чистых местах встречал редко, как правило, там, где нет другой рыбы, а главное — хищников.

Частый спутник карася — верховка, она дает знать о его присутствии. Чем объясняется эта «дружба», не знаю, но обнаружить карася она помогает. Найти его можно также по цепочке пу­зырьков на поверхности воды — они свидетельствуют о том, что карась в по­исках корма копается в иле.

Ловить карася можно как с лодки, так и с берега поплавочной удочкой, оснащенной крюч­ком или мормышкой. Для ужения на мормышку применяю легкое трехко­ленное удилище, на котором длинный кивок укреплен перпендикулярно. Игра должна быть активнее, чем зимой, с большей амплитудой.

Для ловли предпочтительно использовать телескопическое удилище, на котором установ­лены пропускные кольца и небольшая катушка. Во всех случаях необходим пово­док, который несколько тоньше основ­ной лески. В качестве грузила применяется «дробинка», которая зажимается в месте соеди­нения поводка с леской.

Считается, что благодаря такой оснаст­ке при забросе создается меньше шума, а это очень важно, так как карась до­вольно пуглив и осторожен.

Леску покупают или окра­шивают под цвет грунта и воды. Попла­вок применяют тонкий и легкий, из пе­нопласта или гусиного пера; длина его 4-5 см. Огружать его необходимо так, чтобы над водой он возвышался не более чем на 1-1,5 см. При хорошей освещенности ставлится поплавок, пестро окрашенный: черная полоска, белая и, наконец,— желтая. В случае плохой видимости при­меняют более длинный (8 см) поплавок, надводная часть которого (2-3 см) по­крыта белой (или яркой) эмалью. К леске он крепится любым способом (например, при помощи кусочка кембрика и штырька), позволяющим легко его передвинуть, если меняется глуби­на ловли, а это особенно часто прихо­дится делать в жаркие дни, когда карась может оказаться и в 2 см от дна, и в 15-20 см от поверхности воды.

Лучшими считаются крючки из круглой проволоки, черные, с закругленным поддевом, № 3,5-4, максимум № 5-6 (если рассчитывают на крупный трофей). Для ловли на червя необходим крючок с длинным цевьем.

Карась не переносит не только над­водного шума, но и самых слабых коле­баний воды. Тот, кто об этом забывает, обычно остается без улова.

Считается, что благодаря такой оснаст­ке при забросе создается меньше шума, а это очень важно, так как карась до­вольно пуглив и осторожен.

Место ловли и насадки

Для ловли на поплавочную снасть специалисты рекомендуют подбирать участки водоема с обилием кувшинок или кубышек, зарослей ряски и поросли урути. Роголистник карась избегает, так как выделяемая им пыльца способна забить рыбе жабры.

Как правило, карась берет насадки на расстоянии 6-8 см от поверхности дна. В знойные дни клев происходит на несколько см выше. Поклевки карася отличаются непредсказуемостью. Если ловля производится на растительную насадку, то подсечка должна быть мгновенной.

Если же используется наживку в виде червя, то следует дождаться смены положения поплавка или его перемещения в сторону.

Пик активного клева после холодов начинается в мае до нереста и после него. В этот период рекомендуется использовать навозного червя. Рыба после зимних морозов с удовольствием примет аппетитную наживку.

Также не менее действенны в весенне-летний период ловли:

  • мотыль;
  • опарыш;
  • бутерброд на основе перловки и опарыша (нанизывается опарыш и пара зерен перловки);
  • черви с пенопластовыми шариками (7 мм);
  • тесто с мотылем;
  • мотыль+опарыш.

К эффективным приманкам растительного типа стоит отнести:

  • гороховую мастырку;
  • перловую крупу;
  • манную крупу.

Использование подобной насадки позволит быстро привлечь внимание карася и пробудить его аппетит. В весенние месяцы максимально эффективно работают магазинные прикормки, а в знойную жару и осенью можно приманивать карася на самодельные смеси.

Сложность подбора перспективного для ловли места ранней весной объясняется отсутствием густой растительности.

В подобных случаях рыбаки со стажем рекомендуют принимать во внимание другие признаки возможного присутствия карася:

  1. наличие неглубоких заводей, в которых быстро прогревается вода;
  2. перепады глубин.

Весной крупный карась, как правило, отделяется от мальков, поэтому в местах, где клюет мелочь не стоит долго дожидаться поклевки трофея. Будет целесообразнее поискать другое место для облавливания.

Пик весеннего клева наблюдается перед нерестом (температура воды должна превышать 15 градусов) и после нереста, когда рыба испытывает своеобразный жор, пытаясь восстановить утраченный жировой запас.

  • мотыль;
  • опарыш;
  • бутерброд на основе перловки и опарыша (нанизывается опарыш и пара зерен перловки);
  • черви с пенопластовыми шариками (7 мм);
  • тесто с мотылем;
  • мотыль+опарыш.

Как измерить мощность подвесного мотора. Измерьте мощность подвесного мотора: на стенде или мулинеткой

Какую мощность стал развивать мотор после переборки или ремонта, модернизации или форсировки? Какова потеря мощности, вызванная износом?

На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), — зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

Читайте также:  Рыбалка на Красноярском водохранилище: рыбные места, отзывы
Рис. 1. Внешняя скоростная (1) и
винтовая (2) характеристики мотора

Непосредственно мощность двигателя не может быть измерена, и определяется косвенным путем — посредством замера крутящего момента и числа оборотов коленчатого вала с последующим расчетом по известной формуле:

Ne=Mкрnкв 716,2л. с.,

где Mкр — крутящий момент, кгм; nкв — число оборотов коленчатого вала, об/мин.

Крутящий момент измеряют на специальных тормозных стендах. (Его можно установить для коллективного пользования на любой лодочной стоянке.) Основная и самая сложная его часть — собственно тормоз с весовым механизмом, с помощью которого можно измерять и регулировать задаваемую двигателю нагрузку (тормозной момент).

Существует много типов механических, гидравлических и электрических тормозов, но самый простой и доступный для самостоятельного изготовления — колодочный (механо-фрикционный) тормоз. Испытательный стенд с таким тормозом состоит (рис. 2) из жесткой стальной (например, сварной из уголка) рамы с «транцевой» доской для навешивания мотора, щитка для закрепления тахометра и силоизмерителя (динамометра), тормозного барабана и колодочного тормоза.

Рис. 2. Устройство стенда
с механическим тормозом

1 — топливный бак; 2 — винт регулировки
тормозного момента; 3 — испытуемый мотор;
4 — доска для навешивания мотора;
5 — динамометр; 6 — тахометр дистанционный;
7 — пластина (демпфер); 8 — рычаг тормоза;
9 — колодочный тормоз с барабаном;
10 — сварная рама.

Колодочный тормоз (рис. 3) состоит из чугунного тормозного барабана, насаженного на гребной вал мотора вместо винта, нижней колодки тормоза, жестко связанной с рычагом, и верхней — свободно вращающейся на пальце. Винтом, который изменяет силу натяжения колодок, регулируется тормозной момент. Рычаг подсоединен к силоизмерительному устройству — динамометру. Для гашения колебаний рычага в плоскости вращения тормозного барабана к этому же концу рычага в горизонтальной плоскости приварена стальная пластина.

Рис. 3. Устройство колодочного тормоза

1 — нижняя скоба; 2 — гайка; 3 — втулка; 4 — пружина; 5 — винт регулировки тормозного
момента; 6 — верхняя скоба; 7 — винт крепления колодки; 8 — тормозная колодка;
9 — тормозной барабан; 10 — скоба для подсоединения динамометра; 11 — рычаг тормоза;
12 — пластина (демпфер); 13 — кница; 14 — палец.

Перед замером мощности стенд устанавливается в резервуар с водой или прямо на дно водоема так, чтобы обеспечивалось нормальное заглубление «ноги» подвесного мотора. Можно вместо рамы сварить прямоугольный бак и наполнять его водой до необходимого уровня.

Мотор запускают с включенным ходом «вперед» при полностью отпущенных колодках тормоза. Следя за тахометром, постепенно увеличивают обороты и так же постепенно затягивают колодки, добиваясь, чтобы двигатель развил максимальное паспортное число оборотов при полностью открытом дросселе (положение ручки «полный газ»). Этот момент — начало измерений. Производится первая запись: показания тахометра в об/мин и показания динамометра в кг. Затем колодки вновь подтягиваются так, чтобы обороты двигателя снизились на 200-300 об/мин, после чего вновь записываются показания приборов. Так ступенями (ручка газа все время в положении «полный газ») через приблизительно равные интервалы снижается число оборотов, и на каждой ступени производится запись показаний тахометра и динамометра. Тормозить двигатель достаточно до 3000-3500 об/мин. После этого производится такое же ступенчатое отпускание колодок с записью показаний приборов и испытание заканчивается, когда обороты двигателя вновь достигнут своего номинального значения.

Крутящий момент (а он равен по абсолютной величине тормозному) вычисляется по формуле:

где Р — показания динамометра, кгс; L — плечо тормозного рычага, измеренное в метрах от оси гребного вала до точки крепления к рычагу тяги динамометра.

Вычисляя мощность, необходимо учитывать передаточное отношение редуктора, так как число оборотов измерялось у коленчатого вала, а тормозной момент на гребном валу.

Ne=Mкрnквiр 716,2л. с.,

где iр — передаточное отношение редуктора ( iр ).

По этой формуле вычисляется значение мощности на гребном валу, т. е. с учетом всех механических потерь в передаче. После подсчета мощности по всем точкам замера строится график зависимости Ne= &#402(n) (рис. 1).

При использовании тахометра с ценой деления 100 об/мин, динамометра с ценой деления 0,2 кг (и принимая погрешность замера длины рычага ±1 мм) погрешность замера мощности будет лежать в пределах 2-2,5%, то есть при мощности мотора 20 л. с. абсолютная погрешность будет равна ±0,5 л. с. Для практических целей такая точность вполне достаточна.

Можно построить график зависимости мощности от оборотов и не прибегая к испытаниям на стенде. Для этого нужно воспользоваться тарированным лопастным гидравлическим тормозом (мулинеткой). На рис. 4 показана мулинетка, рассчитанная для применения на моторах мощностью 20-25 л. с., а на рис. 5 ее тормозная характеристика — зависимость потребляемой мощности от числа оборотов.

Рис. 4. Мулинетка для подвесных моторов мощностью 20-25 л. с.

Рис. 5. Тормозная характеристика мулинетки

При вращении мулинетки, установленной вместо гребного винта, вся мощность мотора расходуется на преодоление сил сопротивления вращению.

Поэтому сам процесс измерений очень прост — мулинетка устанавливается вместо гребного винта, запускается мотор (установленный прямо на транце лодки) и при включенном ходе «вперед» на полном газу замеряется число оборотов коленчатого вала. Далее с учетом передаточного отношения редуктора по тормозной характеристике мулинетки определяется мощность, развиваемая мотором на гребном валу при данном числе оборотов. Таким образом находится одна точка внешней скоростной характеристики мотора. Для получения всей скоростной характеристики в интересующем нас диапазоне чисел оборотов необходимо воспользоваться эмпирическими зависимостями (рис. 6 и 7), установленными на основании обработки статистического материала и многократно проверенными автором на практике.

Рис. 6. Внешняя скоростная
характеристика 2-тактных подвесных
лодочных моторов в относительной
системе координат

Рис. 7. График ограничения номинального числа оборотов в зависимости
от цилиндровой мощности мотора

Мощность двигателя внутреннего сгорания (и, в частности, двухтактного) зависит от рабочего объема и числа цилиндров, числа оборотов, теплоты сгорания горючей смеси и ряда безразмерных коэффициентов, характеризующих рабочий процесс.

Относительная мощность определяется по формуле:

N=N Nmax=&#966(n ne)

где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная ne рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

Для этого необходимо вначале определить обороты мулинетки с учетом передаточного отношения редуктора ip, то есть

и по тормозной характеристике (рис. 5) найти тормозную мощность N. Делением паспортной мощности на число цилиндров находим цилиндровую мощность Nц и с помощью графика 7 определяем максимальные обороты n. Далее определяются относительные обороты двигателя с мулинеткой

n=nM ne

и по графику 6 (или по формуле) находится относительная мощность, а из выражения

N=N Nmax

вычисляется максимальная мощность.

Последовательно принимая значения меньше единицы (например, 0,95; 0,9; 0,85; и т. д.), с помощью графика 6 определяем другие точки внешней характеристики.

Следует сказать, что при равных условиях точность этого метода несколько ниже, чем при испытаниях на стенде. Погрешность его определяется, с одной стороны, погрешностью графиков (которая уже независит от экспериментатора), и с другой — погрешностью измерения числа оборотов при испытаниях.

Для того чтобы общая относительная погрешность конечного результата при определении Nmax не превысила 2-2,5%, необходимо измерять число оборотов не грубее, чем ±15 об/мин. К такой точности можно приблизиться, использовав для определения оборотов секундомер и счетчик импульсов, с помощью которых можно определить количество оборотов коленчатого вала за какой-то промежуток времени (не менее 25-30 секунд) и затем подсчитать среднее значение числа оборотов в минуту.

При работе с мулинеткой мотор должен быть заглублен так, чтобы полностью исключалась возможность прососа к ней воздуха; а также обеспечена работа в условиях «безграничной жидкости», т. е. эксперимент должен производиться на глубокой воде и в отсутствие стенок.

Мулинетку можно использовать для сравнительной оценки нескольких однотипных моторов: наибольшую мощность имеет тот мотор, который с той же мулинеткой развивает наибольшее число оборотов.

Графики рис. 5 и 6 могут быть использованы и самостоятельно, когда по каким-либо причинам отсутствует «фирменная» скоростная характеристика. В этом случае с их помощью по паспортным данным мотора Nном и nном может быть построена характеристика, которая является некоторой средней характеристикой для моторов данной марки.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная ne рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

ВОДНО – МОТОРНЫЙ КЛУБ “НЕВОД”

Место встречи водномоторников

  • Домой
    • Портал
    • Форум
    • Новости
    • Невод на карте
    • Почта@clubnevod.ru
  • Центр пользователя
    • Мой Профиль
    • Личные сообщения
    • Новые сообщения
    • Мои сообщения
    • Сообщения без ответов
    • Активные темы
    • Непрочитанные сообщения
    • Регистрация
    • Медали
    • Прогноз погоды
  • Это интересно!
    • Статьи
    • База знаний
    • Каталог файлов
    • Каталог сайтов
    • Электронная карта водоемов
    • Максимальная скорость вашего катера
    • Графики уровней водохранилищ Русгидро
  • Рундук Водномоторника
    • Клубный магазин
    • Экзамен ГИМС (тесты для самопроверки)
    • Генератор таблиц для форума
  • Наши мероприятия
    • Nevod Racing Club
    • Фестиваль Островная Регата
    • План Мероприятий 2016
  • Фотогалерея
    • Наши люди
    • Наш флот
    • Наши мероприятия
    • Наши рыбалки
    • Персональные альбомы
  • Инфоцентр
    • RSS – лента новостей
    • Карта сайта
    • Мы ВКонтакте
    • Мы в Facebook
    • Мы в Одноклассниках
    • Мы в Youtube
  • Контакты
    • Обратная связь
    • Партнеры Клуба
    • Реклама на сайте
  • Водномоторный Портал » Форум водномоторников » Новости
  • Мобильная версия
  • Правила Форума
  • Архив журнала КиЯ № 1- 100
  • Архив журнала КиЯ № 101- 142
  • Книги о водно – моторной технике, спорте, судовождении и судостроении
  • Сервисные и пользовательские руководства к лодочным моторам
  • Судовождение
  • Картография, Карты, Атласы, Лоции
  • Карта глубин водоемов России
  • Экзамен ГИМС
  • Сводная таблица моторных лодок и катеров
  • Сводная таблица надувных лодок
  • Сводная таблица РИБов
  • Таблица винтов и скоростей
  • Максимальная скорость катера
  • Помощь Клубу!
  • Поиск
  • Карты
  • Регистрация
  • Вход
    • А вы знали?
    • При установке двух, трех и более пар стержней мощность, поглощаемая мулинеткой, определяется как сумма мощностей, поглощаемых каждой парой,
      увеличенная приблизительно на 10%, что учитывает увеличение крутящего момента при близком расположении каждой пары стержней друг от друга, то есть:
      N=0.33n 3 (D1 4 * d1 + D2 4 * d2 + D3 4 * d3 + . ) * 10 -4 л.с.

      ИЗМЕРЬТЕ МОЩНОСТЬ ПОДВЕСНОГО МОТОРА:
      на стенде или мулинеткой

      Какую мощность стал развивать мотор после переборки или ремонта, модернизации или форсировки? Какова потеря мощности, вызванная износом?

      На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), – зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

      Непосредственно мощность двигателя не может быть измерена, и определяется косвенным путем – посредством замера крутящего момента и числа оборотов коленчатого вала с последующим расчетом по известной формуле:

      Ne=Mкр * nкв 716.2л.с.,

      где Mкр – крутящий момент, кгм; nкв – число оборотов коленчатого вала, об/мин.

      Крутящий момент измеряют на специальных тормозных стендах. (Его можно установить для коллективного пользования на любой лодочной стоянке.) Основная и самая сложная его часть – собственно тормоз с весовым механизмом, с помощью которого можно измерять и регулировать задаваемую двигателю нагрузку (тормозной момент).

      Существует много типов механических, гидравлических и электрических тормозов, но самый простой и доступный для самостоятельного изготовления – колодочный (механо-фрикционный) тормоз. Испытательный стенд с таким тормозом состоит (рис. 2) из жесткой стальной (например, сварной из уголка) рамы с “транцевой” доской для навешивания мотора, щитка для закрепления тахометра и силоизмерителя (динамометра), тормозного барабана и колодочного тормоза.

      Колодочный тормоз (рис. 3) состоит из чугунного тормозного барабана, насаженного на гребной вал мотора вместо винта, нижней колодки тормоза, жестко связанной с рычагом, и верхней – свободно вращающейся на пальце. Винтом, который изменяет силу натяжения колодок, регулируется тормозной момент. Рычаг подсоединен к силоизмерительному устройству – динамометру. Для гашения колебаний рычага в плоскости вращения тормозного барабана к этому же концу рычага в горизонтальной плоскости приварена стальная пластина.

      Перед замером мощности стенд устанавливается в резервуар с водой или прямо на дно водоема так, чтобы обеспечивалось нормальное заглубление “ноги” мотора. Можно вместо рамы сварить прямоугольный бак и наполнять его водой до необходимого уровня.

      Мотор запускают с включенным ходом “вперед” при полностью отпущенных колодках тормоза. Следя за тахометром, постепенно увеличивают обороты и так же постепенно затягивают колодки, добиваясь, чтобы двигатель развил максимальное паспортное число оборотов при полностью открытом дросселе (положение ручки “полный газ”). Этот момент – начало измерений. Производится первая запись: показания тахометра в об/мин и показания динамометра в кг. Затем колодки вновь подтягиваются так, чтобы обороты двигателя снизились на 200-300 об/мин, после чего вновь записываются показания приборов. Так ступенями (ручка газа все время в положении “полный газ”) через приблизительно равные интервалы снижается число оборотов, и на каждой ступени производится запись показаний тахометра и динамометра. Тормозить двигатель достаточно до 3000-3500 об/мин. После этого производится такое же ступенчатое отпускание колодок с записью показаний приборов и испытание заканчивается, когда обороты двигателя вновь достигнут своего номинального значения.

      Крутящий момент (а он равен по абсолютной величине тормозному) вычисляется по формуле:
      Mкр=P * l кгм, где Р – показания динамометра, кгс; l – плечо тормозного рычага, измеренное в метрах от оси гребного вала до точки крепления к рычагу тяги динамометра.

      Вычисляя мощность, необходимо учитывать передаточное отношение редуктора, так как число оборотов измерялось у коленчатого вала, а тормозной момент на гребном валу.

      Ne=Mкр * nкв * iр 716.2л.с.,

      где ip – передаточное отношение редуктора (ip

      N=N Nmax=&#966(n ne)

      где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная ne рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

      Для этого необходимо вначале определить обороты мулинетки с учетом передаточного отношения редуктора ip, то есть nм=n * ip об/мин и по тормозной характеристике (рис. 5) найти тормозную мощность N. Делением паспортной мощности на число цилиндров находим цилиндровую мощность Nц и с помощью графика 7 определяем максимальные обороты n

      N=N Nmax

      вычисляется максимальная мощность.

      Последовательно принимая значения меньше единицы (например, 0.95; 0.9; 0.85; и т д.), с помощью графика 6 определяем другие точки внешней характеристики.

      Следует сказать, что при равных условиях точность этого метода несколько ниже, чем при испытаниях на стенде. Погрешность его определяется, с одной стороны, погрешностью графиков (которая уже независит от экспериментатора), и с другой – погрешностью измерения числа оборотов при испытаниях.

      Для того чтобы общая относительная погрешность конечного результата при определении Nmax не превысила 2-2.5%, необходимо измерять число оборотов не грубее, чем ±15 об/мин. К такой точности можно приблизиться, использовав для определения оборотов секундомер и счетчик импульсов, с помощью которых можно определить количество оборотов коленчатого вала за какой-то промежуток времени (не менее 25-30 секунд) и затем подсчитать среднее значение числа оборотов в минуту.

      При работе с мулинеткой мотор должен быть заглублен так, чтобы полностью исключалась возможность прососа к ней воздуха; а также обеспечена работа в условиях “безграничной жидкости”, т. е. эксперимент должен производиться на глубокой воде и в отсутствие стенок.

      Мулинетку можно использовать для сравнительной оценки нескольких однотипных моторов: наибольшую мощность имеет тот мотор, который с той же мулинеткой развивает наибольшее число оборотов.

      Графики рис. 5 и 6 могут быть использованы и самостоятельно, когда по каким-либо причинам отсутствует “фирменная” скоростная характеристика. В этом случае с их помощью по паспортным данным мотора Nном и nном может быть построена характеристика, которая является некоторой средней характеристикой для моторов данной марки.

      ИЗМЕРЬТЕ МОЩНОСТЬ ПОДВЕСНОГО МОТОРА:
      мулинеткой с изменяемой характеристикой

      Замер мощности подвесного мотора с помощью мулинетки, безусловно прост и доступен. Однако мулинетка дает возможность снять только одну точку на внешней характеристике мотора. По ней, правда, можно рассчитать другие точки внешней характеристики, но, на мой взгляд, такой метод слишком приблизителен. Чтобы получить внешнюю характеристику мотора в интересующем диапазоне оборотов, необходимо иметь ряд соответственно подобранных и оттарированных мулинеток. Обычные конструкции мулинеток совершенно не пригодны для этих целей. Малопригодны эти мулинетки и для замеров мощности на двигателях различного уровня мощности. Кроме того, метод построения внешней характеристики двигателя по точке, полученной одним замером, и с использованием некоторой “стандартной” характеристики двигателя пригоден лишь для однотипных двигателей, имеющих отклонения друг от друга только технологического порядка. При переходе от одного типа двигателя к другому или при форсировке двигателя, когда вид внешней характеристики может существенно меняться, данный метод оказывается совершенно не пригодным.

      В особенности это относится к специальным гоночным двигателям с настроенными всасывающим и выхлопным трактами и имеющим в силу этого внешнюю характеристику с ярко выраженным пиком в области максимальных оборотов.

      Вот уже более десяти лет я использую нагрузочное устройство, позволяющее измерять мощность любого подвесного двигателя, включая гоночные. Нагрузочное устройство представляет собой цилиндрическую ступицу (рис. 1) с завинченными в нее съемными стержнями, т. е. му-линетку с изменяемой тормозной характеристикой.

      Подбирая комбинации стержней различной длины, можно нагружать двигатель в очень широком диапазоне оборотов. Нагрузочную мощность для одной пары стержней можно определить расчетом – она пропорциональна кубу оборотов, диаметру самого стержня и четвертой степени диаметра мулинетки – круга, ометаемого концами стержней: N=0.3n 3 * D 4 * d * 10 -4 л.с., где п – обороты гребного вала, об/с;
      D – диаметр мулинетки, м;
      d – диаметр стержня, мм.

      При установке двух, трех и более пар стержней мощность, поглощаемая мулинеткой, определяется как сумма мощностей, поглощаемых каждой парой, увеличенная приблизительно на 10%, что учитывает увеличение крутящего момента при близком расположении каждой пары стержней друг от друга, то есть: N=0.33n 3 (D1 4 * d1 + D2 4 * d2 + D3 4 * d3 + . ) * 10 -4 л.с.

      При проведении замеров удобнее, если стержни изготовлены из прутка одного диаметра, например 10 мм. Для таких стержней поглощаемая мощность одной пары в зависимости от числа оборотов может быть определена по графику (рис. 2). Для моторов мощностью до 10-12 л. с. (“Москва”, “Ветерок”) достаточно двух пар стержней, для более мощных – четырех.

      Для предотвращения вибрации мулинетки следует тщательно следить, чтобы и сама пара стержней и выступающие концы после завинчивания их в ступицу были одинаковой длины, а стержни длиной более 100 мм желательно изготовить из легкого сплава (Д16Т или АМГ). После завинчивания в ступицу стержни должны быть попарно законтрены проволокой.

      Замер мощности следует начинать. с установки в ступицу максимального количества пар стержней наибольшей длины. Произведя замер числа оборотов коленчатого вала, которые разовьет двигатель при оптимальной регулировке, следует при каждом следующем замере уменьшать количество пар стержней или устанавливать стержни меньшей длины вплоть до достижения оборотов, превышающих номинальные на 10-15%. Таким образом выполняется 5-6, а лучше 8-10 замеров и строится внешняя характеристика. При замерах в каждой точке необходимо добиваться максимальных оборотов регулировкой опережения зажигания и карбюратора.

      При расчетах следует помнить, что графики и формулы относятся к числу оборотов гребного вала, то есть замеры чисел оборотов должны быть пересчитаны с учетом передаточного отношения редуктора мотора.

      “Катера и Яхты” №59 (1976 год)
      Опубликовано с разрешения редакции журнала “Катера и Яхты”

      На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), – зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

      Как измерить мощность подвесного мотора

      Консультации по телефону: +7 (911) 920-63-40

      Преимущества отечественных моторов:

      На стенде или мулинеткой

      Какую мощность стал развивать мотор после переборки или ремонта, модернизации или форсировки? Какова потеря мощности, вызванная износом?

      На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), — зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

      Непосредственно мощность двигателя не может быть измерена, и определяется косвенным путем — посредством замера крутящего момента и числа оборотов коленчатого вала с последующим расчетом по известной формуле:

      где Мкр — крутящий момент, кгм;
      nкв — число оборотов коленчатого вала, об/мин.

      Крутящий момент измеряют на специальных тормозных стендах. (Его можно установить для коллективного пользования на любой лодочной стоянке.) Основная и самая сложная его часть — собственно тормоз с весовым механизмом, с помощью которого можно измерять и регулировать задаваемую двигателю нагрузку (тормозной момент).

      Существует много типов механических, гидравлических и электрических тормозов, но самый простой и доступный для самостоятельного изготовления — колодочный (механо-фрикционный) тормоз. Испытательный стенд с таким тормозом состоит (рис. 2) из жесткой стальной (например, сварной из уголка) рамы с «транцевой» доской для навешивания мотора, щитка для закрепления тахометра и силоизмерителя (динамометра), тормозного барабана и колодочного тормоза.

      Колодочный тормоз (рис. 3) состоит из чугунного тормозного барабана, насаженного на гребной вал мотора вместо винта, нижней колодки тормоза, жестко связанной с рычагом, и верхней — свободно вращающейся на пальце. Винтом, который изменяет силу натяжения колодок, регулируется тормозной момент. Рычаг подсоединен к силоизмерительному устройству — динамометру. Для гашения колебаний рычага в плоскости вращения тормозного барабана к этому же концу рычага в горизонтальной плоскости приварена стальная пластина.

      Перед замером мощности стенд устанавливается в резервуар с водой или прямо на дно водоема так, чтобы обеспечивалось нормальное заглубление «ноги» мотора, Можно вместо рамы сварить прямоугольный бак и наполнять его водой до необходимого уровня.

      Мотор запускают с включенным ходом «вперед» при полностью отпущенных колодках тормоза. Следя за тахометром, постепенно увеличивают обороты и так же постепенно затягивают колодки, добиваясь, чтобы двигатель развил максимальное паспортное число оборотов при полностью открытом дросселе (положение ручки «полный газ»). Этот момент — начало измерений. Производится первая запись: показания тахометра в об/мин и показания динамометра в кг. Затем колодки вновь подтягиваются так, чтобы обороты двигателя снизились на 200—300 об/мин, после чего вновь записываются показания приборов. Так ступенями (ручка газа все время в положении «полный газ») через приблизительно равные интервалы снижается число оборотов, и на каждой ступени производится запись показаний тахометра и динамометра. Тормозить двигатель достаточно до 3000—3500 об/мин. После этого производится такое же ступенчатое отпускание колодок с записью показаний приборов и испытание заканчивается, когда обороты двигателя вновь достигнут своего номинального значения.

      Крутящий момент (а он равен по абсолютной величине тормозному) вычисляется по формуле:

      где Р — показания динамометра, кгс;
      l — плечо тормозного рычага, измеренное в метрах от оси гребного вала до точки крепления к рычагу тяги динамометра.

      Вычисляя мощность, необходимо учитывать передаточное отношение редуктора, так как число оборотов измерялось у коленчатого вала, а тормозной момент на гребном валу.

      По этой формуле вычисляется значение мощности на гребном валу, т. е. с учетом всех механических потерь в передаче. После подсчета мощности по всем точкам замера строится график зависимости Ne=f(n) (рис. 1).

      При использовании тахометра с ценой деления 100 об/мин, динамометра с ценой деления 0,2 кг (и принимая погрешность замера длины рычага ±1 мм) погрешность замера мощности будет лежать в пределах 2÷2,5%, т. е. при мощности мотора 20 л. с. абсолютная погрешность будет равна ±0,5 л, с. Для практических целей такая точность вполне достаточна.

      Можно построить график зависимости мощности от оборотов и не прибегая к испытаниям на стенде. Для этого нужно воспользоваться тарированным лопастным гидравлическим тормозом (мулинеткой). На рис. 4 показана мулинетка, рассчитанная для применения на моторах мощностью 20—25 л. с., а на рис. 5 ее тормозная характеристика — зависимость потребляемой мощности от числа оборотов.

      При вращении мулинетки, установленной вместо гребного винта, вся мощность мотора расходуется на преодоление сил сопротивления вращению. Поэтому сам процесс измерений очень прост — мулинетка устанавливается вместо гребного винта, запускается мотор (установленный прямо на транце лодки) и при включенном ходе «вперед» на полном газу замеряется число оборотов коленчатого вала. Далее с учетом передаточного отношения редуктора по тормозной характеристике мулинетки определяется мощность, развиваемая мотором на гребном валу при данном числе оборотов. Таким образом находится одна точка внешней скоростной характеристики мотора. Для получения всей скоростной характеристики в интересующем нас диапазоне чисел оборотов необходимо воспользоваться эмпирическими зависимостями (рис. 6 и 7), установленными на основании обработки статистического материала и многократно проверенными автором на практике.

      Мощность двигателя внутреннего сгорания (и, в частности, двухтактного) зависит от рабочего объема и числа цилиндров, числа оборотов, теплоты сгорания горючей смеси и ряда безразмерных коэффициентов, характеризующих рабочий процесс.

      Относительная мощность определяется по формуле:

      где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная пе рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

      Для этого необходимо вначале определить обороты мулинетки с учетом передаточного отношения редуктора ip, т. е.

      и по тормозной характеристике (рис. 5) найти тормозную мощность N. Делением паспортной мощности на число цилиндров находим цилиндровую мощность Нц и с помощью графика 7 определяем максимальные обороты nе. Далее определяются относительные обороты двигателя с мулинеткой

      и по графику 6 (или по формуле) находится относительная мощность N, а из выражения

      вычисляется максимальная мощность.

      Последовательно принимая значения n меньше единицы (например, 0,95; 0,9; 0,85; и т д.), с помощью графика 6 определяем другие точки внешней характеристики.

      Следует сказать, что при равных условиях точность этого метода несколько ниже, чем при испытаниях на стенде. Погрешность его определяется, с одной стороны, погрешностью графиков (которая уже не зависит от экспериментатора), и с другой — погрешностью измерения числа оборотов при испытаниях.

      Для того чтобы общая относительная погрешность конечного результата При определении (Ушах не превысила 2—2,5%, необходимо измерять число оборотов не грубее, чем ±15 об/мнн. К такой точности можно приблизиться, использовав для определения оборотов секундомер и счетчик импульсов, с помощью которых можно определить количество оборотов коленчатого вала за какой-то промежуток времени (не менее 25—30 секунд) и затем подсчитать среднее значение числа оборотов в минуту.

      При работе с мулинеткой мотор должен быть заглублен так, чтобы полностью исключалась возможность прососа к ней воздуха; а также обеспечена работа в условиях «безграничной жидкости», т. е. эксперимент должен производиться на глубокой воде и в отсутствие стенок.

      Мулинетку можно использовать для сравнительной оценки нескольких однотипных моторов: наибольшую мощность имеет тот мотор, который с той же мулинеткой развивает наибольшее число оборотов.

      Графики рис. 5 и 6 могут быть использованы и самостоятельно, когда по каким-либо причинам отсутствует «фирменная» скоростная характеристика. В этом случае с их помощью по паспортным данным мотора Nном и nном может быть построена характеристика, которая является некоторой средней характеристикой для моторов данной марки.

      Замер мощности подвесного мотора с помощью мулинетки, безусловно прост и доступен. Однако мулинетка дает возможность снять только одну точку на внешней характеристике мотора. По ней, правда, можно рассчитать другие точки внешней характеристики, но, на мой взгляд, такой метод слишком приблизителен. Чтобы получить внешнюю характеристику мотора в интересующем диапазоне оборотов, необходимо иметь ряд соответственно подобранных и оттарированных мулинеток. Обычные конструкции мулинеток совершенно не пригодны для этих целей. Малопригодны эти мулинетки и для замеров мощности на двигателях различного уровня мощности. Кроме того, метод построения внешней характеристики двигателя по точке, полученной одним замером, и с использованием некоторой «стандартной» характеристики двигателя пригоден лишь для однотипных двигателей, имеющих отклонения друг от друга только технологического порядка. При переходе от одного типа двигателя к другому или при форсировке двигателя, когда вид внешней характеристики может существенно меняться, данный метод оказывается совершенно не пригодным.

      Как измерить мощность подвесного мотора

      Подвесные лодочные моторы.
      Выбор двигателя для надувной лодки.

      Ну вот, пройдя все муки выбора, вы все-таки стали счастливым обладателем лодки и, казалось бы, осталось совсем немного для полного счастья – приобрести еще и лодочный мотор.

      Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как выбор лодочного мотора – задача не менее трудная.

      Сделав правильный выбор, вы сможете не только сэкономить на топливе, но и сберечь нервы и здоровье. Вот два крайних случая: недостаточно мощный мотор и лодочный мотор с избыточной мощностью.

      В первом случае, при недостаточной мощности, ее самом минимальном значении, у вас будут проблемы при выходе в режим глиссирования, например, против несильного ветра, против течения, при неправильном размещении груза в лодке.

      К примеру, при сильном ветре на реке , имея большую лодку и слабый мотор, вы даже не сможете двигаться против течения, что довольно не безопасно.

      Но вернемся к главному. Как же выбрать правильный лодочный мотор?

      О минимальной мощности лодочного мотора.

      Рассчитаем минимальную мощность двигателя, то есть мощность, которой будет достаточно для выхода на глиссирование при обычной загрузке.

      Что мы имеем в виду под обычной загрузкой? Это количество пассажиров, вес самой лодки, мотора, багажа, запасного бензина и оборудования. Далее суммируем все веса и делим на 30, если лодка имеет малую килеватость, то есть днище практически плоское.

      Соответственно, делим на 25 при большой килеватости лодки. У современных лодок ПВХ в большинстве случаев имеется надувной киль, вполне прилично выступающий на днище, поэтому было бы правильнее брать цифру 28-29, но расчет будем вести по лодке, имеющей практически плоское дно.

      Для примера сделаю расчет для своей лодки Дека. Вес лодки 25 кг, мотор 24 кг, рыболов 80 кг, снасти, бензин, запчасти 25 кг.

      Итого: (25+24+80+25)30 = 5, 1 лошадиных сил.

      На этой лодке я пользуюсь мотором Меркури 5. Для рыбалки, когда один в лодке вполне хватает. Если груз разместить равномерно и мотор прогрет, то на глиссер выходит хорошо, идет стабильно, скорость около 30 км/ч по течению и ветру. То есть, как вы видите, расчетные данные совпадают с реальной эксплуатацией.

      Это, что касается глиссера. Но, как мы уже говорили, на лодку можно поставить мотор меньшей мощности, ведь не всем нужен глиссирующий режим, хотя, лично я не понимаю смысла в таком тандеме.

      Если только недостаток денежных средств, а покататься на лодке хочется. Так вот, в данном случае давайте рассчитаем минимально допустимую мощность двигателя, который можно эксплуатировать на определенной лодке.

      Берем максимальную загрузку нашей лодки (по паспорту), в моем случае 400кг, плюс вес самой лодки и все это делим на 30. Кстати, это получилась мощность мотора, нужная для глиссирования полностью загруженной лодки. От полученного числа берем 14 часть.

      (400+25)30)4 = 3,5 лошадиных сил.

      В итоге, с такой лодкой и загрузкой это будет минимально допустимая мощность мотора. С более слабым лодочным мотором вы рискуете при внезапной перемене погоды в худшую сторону просто не добраться до берега.

      О максимально возможной мощности двигателя для вашей лодки.

      По поводу предельной мощности лодочного мотора, применяемого на определенной лодке можно сказать, что его мощность никак не должна быть больше максимально допустимой, отмеченной на бирке вашего транца.

      Конечно же, производитель лодки заложил больший предел прочности, чем указан на бирке. Но заранее подвергать себя и пассажиров неоправданному риску, устанавливая больший по мощности мотор, а вам это надо?!

      Мало того, что лодка может просто банально разрушится от повышенных нагрузок, особенно, в районе транца, так же вы можете потерять управляемость и просто перевернуться. Поэтому, мы рекомендуем вам не превышать допустимой мощности, указанной заводом-изготовителем.

      Возьмем, к примеру, эту же лодку Дека 2.90. По паспорту, максимальный вес, который можно перевозить на лодке – 400 кг. Плюс вес лодки – 25кг.

      Итого: (400+25)30 = 14,2 лошадиных сил, то есть пятнашка. В вес 400 кг входит все, что мы описывали выше с максимальным количеством пассажиров – 2. Практически, разница в 2 раза. С 8-сильным мотором, однозначно, при полной загрузке глиссера не будет. Но и 15-ку ставить на такую лодчонку я бы не рискнул.

      Допустимый вес груза в лодке.

      Теперь давайте посчитаем, сколько полезного веса можно взять с собой в лодку, чтобы можно было передвигаться в глиссирующем режиме. Сложим массу лодки и мотора, приплюсуем вес пассажиров. Применим это к конкретной мощности двигателя Р. В моем случае Р=5 и один человек в лодке.

      Итого: 30х5 – (25 + 24 +80) = 21кг

      Это вес груза, с которым я должен выйти на глиссер, что собственно, и есть на самом деле. С 8-сильным мотором, что является максимальной мощностью для моей лодки (по бирке):

      30х8 – (25+24 +80) = 111кг.

      То есть с 8-сильным мотором я смогу взять в лодку еще 1 человека с грузом и свободно передвигаться в глиссирующем режиме.

      Теперь у вас не должно быть трудностей при решении, какую лодку и мотор вам брать. Сразу, перед покупкой, определитесь, будете ли вы чаще всего находиться в лодке один, или с пассажирами, вес лодки и мотора всегда можно найти через интернет.

      Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

      Можно только заметить, что при выборе и покупке мотора, обязательно сразу же купите запасную свечу, масло для редуктора, узнайте, есть ли возможность приобрести винт и в какие сроки. Случаев поломки винта о камни и другие предметы вполне предостаточно, поэтому наличие запасных винтов в продаже меня бы несколько успокоило.

      В следующей статье мы рассмотрим разницу между двухтактным и четырехтактным мотором и как его правильно установить на транец лодки.

      Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

      Соотношение мощностей отечественных и зарубежных лодочных моторов

      Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Рассмотрим основные заблуждения

      Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Распространены следующие ложные утверждения относительно соотношения мощностей:

      “Японские” 30 л.с. соответствуют 45 – 50 “русских”.
      Мощность зарубежных моторов указана в киловаттах, поэтому нужно умножить её на 1.36, чтобы перевести в “русские” лошадиные силы.
      Зарубежные “лошади” мощнее в 1.4 раза из-за разных методик измерения.

      КАК ЖЕ РЕАЛЬНО ОБСТОИТ ДЕЛО?

      Во-первых, до недавнего времени стандарты измерения мощности в разных странах были разные. До середины 90-х годов (более точной информацией о дате не располагаю) в Японии мощность измерялась на гребном валу, а в остальном мире (в том числе и у нас в стране) на коленвалу. С середины 90-х все на “Японскую систему” перешли США, Италия, Англия. Но большая цифра на капоте любого подвесного мотора обозначает его мощность в лошадиных силах. Лошадиная сила со времён Джеймса Уатта повсюду равна 75 кгм в секунду. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с коническими шестернями можно узнать в любом машиностроительном справочнике, среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение, т.к. все конструкции насосов давным-давно изучены и описаны в литературе. Но проще отталкиваться от опубликованных в “Катерах и Яхтах” данных по КПД редуктора мотора “Привет-22”. Для “Привета” КПД с учётом потерь в помпе равен 0.935. Однако, “Привет” (как и “Салют”) имеет бесконтактный насос, потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой крыльчаткой. Для моторов с резиновой крыльчаткой (“Нептуны”, “Вихри”, “Ветерки”) можно принять h = 0.92. Для перевода мощности на гребном валу в мощность на коленвалу нужно умножить первую величину на 1.07-1.09. Производители “Нептуна-23” оставили на капоте надпись “Нептун-23”, а в инструкции по эксплуатации указывают мощность на гребном валу – 22 л.с. Производители “Вихрей-30” в результате модернизации двигателя подняли мощность до 32 л.с. (по старой системе) и назвали получившийся мотор “Вихрь-32”. При дальнейшей модернизации мотора они перешли на японскую систему и назвали самую последнюю модификацию “Вихрь-30МА”.
      Во-вторых, тяговые качества мотора зависят не только от мощности двигателя, но и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта. Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять 5

      10%, что позволяет вывести на глиссирование на 5

      10% более тяжелое судно. Однако на больших скоростях картина теоретически может поменяться на обратную. Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они не уступают российским и на повышенных скоростях. Технические характеристики зарубежных моторов (для расчёта) можно узнать на сайтах их производителей или дилеров.
      В-третих, российские моторы поставляются как правило с более “тяжелым” штатным винтом, чем зарубежные. Поэтому, если ставить мотор на лодку, не подобрав подходящий винт, зарубежный мотор может иметь преимущество в тяге еще 5

      10% по сравнению с нашими.
      В-четвёртых, немалую роль играет вес мотора. Зарубежные моторы, как правило, тяжелее. А каждые 20 кг веса “съедают” одну лошадиную силу! Так что при сравнении следует учитывать и это.

      Сколько – нибудь существенно лучшей удельной экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Другое дело, если вместо двух “Вихрей” поставить один мотор большей мощности. Я имею опыт испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как с установкой “Вихрь-30” + “Вихрь-М”, так и с новым (не Б/У) мотором “Ямаха-55В”. Скорости были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три человека. Расход горючего – 27 л/ч (А76) и 24 л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт на “Ямахе” был тяжеловат – рассчитан на скорость 52 км/ч.

      Преимущества отечественных моторов:

      Гораздо меньшая цена
      Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные масла
      Меньший вес

      Лучшая надежность, особенно в морской воде
      Несколько лучшие тяговые качества при большой нагрузке
      Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть хорошим механиком

      Гораздо меньшая цена
      Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные масла
      Меньший вес

      Как измерить шаг винта лодочного мотора

      Вот первое определение: диаметр гребного винта — это диаметр окружности, которую проходит точка на лопасти, максимально удаленная от оси.

      Проверяем лодочный мотор б у перед покупкой

      Рынок подвесных лодочных моторов бывших в употреблении (б/у) в последнее время очень сильно развивается. Ведь не каждый может себе позволить купить к примеру новую Ямаху 15 за 78 000 рублей. А на вторичном рынке такой мотор можно легко найти за цену на 30% ниже, что совсем не мало. Но покупка любой техники б/у это своего рода лотерея и чтобы не проиграть в ней нужно знать, что и как проверить перед покупкой.

      В идеале конечно перед сделкой желательно отвези мотор в сервисный центр, который специализируется на такой технике. Там агрегат пройдет полную диагностику и все его проблему всплывут наружу. Но если у вас нет знакомого мастера, то такая процедура обойдется совсем не дешево и выгода от покупки мотора б/у будет значительно занижена. А если еще вы передумаете покупать этот мотор ввиду найденных поломок. Заказываете ведь диагностику. Может случиться так, что новый мотор выйдет дешевле нежели бу-шный после нескольких проверок.

      Так что сервис это не наш выбор. Будем смотреть и проверять сами. Первое и главное – мотор должен быть заведен при вас. Ни в коем случае не отходите от этого пункта, даже если вы покупаете мотор у своего знакомого. Лучше проверить сразу, чем потом выяснять отношения и терять дружбу и знакомство. Далее, что еще советуем проверить:

      • зажигание,
      • компрессию,
      • состояние цилиндров (через свечное отверстие),
      • редуктор, его герметичность и отсутствие эмульсии,
      • гребной винт и гребной вал.

      Так же не стоит брезговать внешним осмотром мотора. К примеру нам попадались 5-ти летки, которые выглядели местами даже лучше новых моторов. Никаких сколов, песка и пыли даже в самых труднодоступных уголках. Такой вид мотора говорит о том, что хозяин хорошо заботился и следил за ним и проводил консервацию на зимний период.

      Далее нужно заглянуть внутрь мотора. Для этого надо снять крышку и посмотреть на болты и электрические контакты. Если нет окисления и коррозии, то значит все хорошо, если есть, то это один минус в покупку этого экземпляра, т.к. может свидетельствовать об не проводимой консервации, что повышает вероятность излишнего износа самого двигателя и выхода мотора из строя в ближайшие 2-3 года.

      • зажигание,
      • компрессию,
      • состояние цилиндров (через свечное отверстие),
      • редуктор, его герметичность и отсутствие эмульсии,
      • гребной винт и гребной вал.
      Читайте также:  Платная рыбалка в Московской области - юрково, золотой сазан, ромашково, клинский
Ссылка на основную публикацию