Копчение рыбы на рыбалке

Готовим рыбку к засолке

Перед засолкой рыбу необходимо разделать. Эта процедура несколько отличается от той, которую принято проводить перед жарением. Например, чешуя или шкурка не отделяются, плавники – тоже. Многие заядлые любители натурального вкуса советуют даже не извлекать потроха, но это уже крайность, они в любом случае дадут горьковатый привкус. К тому же полностью подготовленная рыбка выглядит более эстетично.

Внутренности удаляются вместе с тонкой черной пленкой, покрывающей поверхность брюшной полости. Если вы решили оставить голову (а в этом есть свой резон), то жабры стоит удалить. Тушки с головой получаются более сочными.

После всех перечисленных манипуляций рыбку нужно хорошо промыть в проточной воде. При желании можно вырезать филе, если габариты тушки позволят это сделать. Производится горизонтальный разрез вдоль хребта с одной и с другой стороны. На скелете обычно остается много мяса. В зависимости от сорта рыбы, хребты тоже подлежат копчению (горбуша, кета). В срезанных пластах остались кости ребер. Если их извлечь, то получится филе.

Рыбку средних размеров разрезать на части не стоит. Вся процедура заключающаяся в удалении внутренностей и жабр, направлена на то, чтобы подготовить тушки к копчению целиком. Некоторые виды рыб не вырастают большими. Корюшка, мойва или плотва могут достигать только 20 см в длину и весить всего 120-200 грамм. Таких рыбешек можно не потрошить, но промыть в чистой воде придется обязательно.

Не игнорируйте никаких шагов, ошибочно считая их бессмысленными. Например, скоро потребуется погрузить рыбу в рассол, а пока, после промывки, рекомендуется ее просушить или промокнуть салфетками. Многие считают, что этот этап не нужен, но это не так.

Перед засолкой рыбу необходимо разделать. Эта процедура несколько отличается от той, которую принято проводить перед жарением. Например, чешуя или шкурка не отделяются, плавники – тоже. Многие заядлые любители натурального вкуса советуют даже не извлекать потроха, но это уже крайность, они в любом случае дадут горьковатый привкус. К тому же полностью подготовленная рыбка выглядит более эстетично.

​Как коптить рыбу в коптильне в домашних условиях

В нашей статье мы расскажем, как коптить рыбу в коптильне в домашних условиях.


Существует два основных вида копчения:

Подготовка.

Первым шагом нужно предпочесть положительную рыбу. Безусловно если вы рыбак, то придется применять то, что поймали. Традиционно для копчения применяют щуку весом до полутора килограмм. Такой вес разрешает целиком закоптить рыбу в коптильне. Огромную рыбу, позже потрошения, нужно разрезать на большие куски необходимого размера. Если щука дюже огромная, то её разрезают по хребта на пласты.

Свежую щуку надобно отменно промыть от речной слизи. Отменнее каждого её вначале замочить в подсоленной воде на 30-40 минут, два-три раза сменив воду, а после этого промыть. После этого удалить внутренности и жабры, головы и плавники оставляют. Для жгучего копчения рыбу не чистят от чешуи, в этом нет необходимости. Шкурка с чешуёй предохраняют тушку от растрескивания, а позже копчения она легко отделяется от мяса.

Засолка щуки может быть сделана сухим методом либо маринованием. В первом случае рыбу необходимо солить крупнозернистой солью, она отлично вытягивает влагу, в различие от мелкой.

Дюралюминиевый шестиместный катер «Амур-М»

В №6 сборника за 1971 г. были напечатаны отзывы любителей — владельцев 6-местного дюралевого катера «Амур» о своем судне. По мнению конструкторов завода, создавших первоначальный проект «Амура», критические замечания, высказанные тт. Либефортом и Ярцевым, в значительной степени справедливы. Надо только учесть, что относятся они к катерам первых серий, построенным чуть ли не пять лет назад.

Большая часть отмеченных недостатков уже устранена, а в настоящее время проходит заводские испытания практически новая модель катера — «Амур-М», Повышенные мореходные качества, применение двигателя с реверс-редуктором — вот основные преимущества нового «Амура», делающие его более надежным и комфортабельным, чем выпускавшиеся до сих пор. Уже в текущем году мы направляем в торговую сеть первые партии «Амура-М» и в то же время продолжаем работу по дальнейшему совершенствованию проекта. Этим летом проводились сравнительные испытания практически четырех различных вариантов катера, что позволило сделать соответствующие выводы.

Если говорить о корпусе «Амура-М», то надо отметить изменения обводов, сделанные по рекомендациям ученых ЦАГИ: несколько увеличена килеватость, приподнята скула в носу.

Важные конструктивные изменения претерпела силовая установка катера. Двигатель теперь имеет не одноконтурное, а надежное и совершенное двухконтурное водяное охлаждение.

Заменен карданный вал на линии двигатель — угловой редуктор. Новая его конструкция исключает возможность «расцентровки» — смещения осей, наблюдавшегося при работе вала старой конструкции и приводившего к биению промежуточного вала в процессе работы. Улучшенный карданный вал успешно прошел 500-часовые эксплуатационные испытания.

Установлен охлаждаемый выпускной коллектор, выполненный из сваривающегося алюминиевого сплава. Корпус коллектора разделен на герметичные полости. Одна из них предназначена для протока охлаждающей воды, другая — для выхода выхлопных газов. Две крышки, вырезанные из листа АМг-3, приварены к корпусу; на них расположены патрубки для отвода и подвода охлаждающей воды и пробка для слива воды из полости коллектора. Применение охлаждаемого коллектора позволило значительно снизить температуру и загазованность в моторном отсеке. Отметим, что при замене на «Амурах» старого выпуска штатного выпускного коллектора новым доработке подлежит только выхлопная труба по фланцевому соединению.

Приняты меры для снижения шума редуктора. Двигатель и редуктор ставятся теперь не на разрезные, а на цельные фундаментные балки повышенной жесткости. Применены амортизаторы для мягкой подвески двигателя.

Большая работа проведена по совершенствованию топливной системы. Бензобаки теперь изготовляются из более коррозионно-стойкого материала — сплава АМц; одновременно увеличена надежность креплении баков, на них введены перекрывиые краны. Топливный трубопровод, который раньше делали из АМг, теперь будет медным.

Еще в 1971 г. исправлен и основной недостаток, отмечавшийся большинством владельцев «Амура»: теперь катер имеет задний ход. Вместо старого редуктора, на котором имелся только холостой ход (муфта сцепления с тросовым управлением), на новые катера ставится реверс-редуктор с гидравлическим управлением по типу автомобильного.

Рукоятка управления дроссельными заслонками карбюратора для удобства пользования перенесена на левый борт. Полностью изменена конструкция механизма управления. Вместо фиксированной применена бесступенчатая регулировка газа от минимального до полного.

Значительное внимание уделено улучшению внешнего вида и главное — повышению комфортабельности катера. Устанавливаются мягкие сиденья, легко трансформируемые в спальные места. Улучшена конструкция тента, остекления, зашивок бортов кокпита. С крышки переднего люка убраны ручки замков (замки открываются теперь ручкой, расположенной в багажнике приборной доски). В носовой части палубы установлены поручни.

Согласно требованиям Типажа катеров и лодок для продажи населению комплект снабжения «Амура» дополнен фарой-прожектором, водоотливным насосом, черпаком и якорем.

Значительное внимание уделено улучшению внешнего вида и главное — повышению комфортабельности катера. Устанавливаются мягкие сиденья, легко трансформируемые в спальные места. Улучшена конструкция тента, остекления, зашивок бортов кокпита. С крышки переднего люка убраны ручки замков (замки открываются теперь ручкой, расположенной в багажнике приборной доски). В носовой части палубы установлены поручни.

Кокпит

Катер “Амур” трехобъемный. Форпик, закрытый плоской палубой, отделен от кокпита переборкой, придающей корпусу дополнительную жесткость. Основное предназначение форпика – герметичный багажник. Доступ в форпик обеспечивается через люк в палубе. Просторный кокпит катера оборудован кормовым диваном и двумя передними сиденьями. Рулевое управление слева. Сиденья раскладные, способные предоставить команде два полноценных спальных места.

Два топливных бака расположены в бортах кокпита. Каждый бак вмещает до 50 литров топлива. В незанятых нишах бортов расположены багажные отделения с полочками для небольших вещей и мелочевки.

1 — крышка моторного отсека;

3 — аккумуляторная батарея;

4 — складной тент;

6 — кресло водителя;

8 — крышка люка в багажник;

9 — бортовые и отличительные огни;

За кокпитом следует внушительных размеров моторное отделение. В более поздних модификациях, гребной винт был вынесен за корму с помощью поворотно-откидной колонки, что позволило сократить размер моторного отсека, тем самым увеличить полезную площадь кокпита. В первых модификациях “Амур” имел косой днищевый дейдвуд, через который проходил прямой гребной вал от реверс-редуктора.
Доступ в моторный отсек был организован открывающиеся крышки, расположенные на задней палубе. Крышки снабжены замками.
В моторном отсеке на всех модификациях устанавливался один и тот же двигатель “Москвич-412” мощностью 60 л.с. Вибрации, создаваемые этим двигателем, создавали дополнительную нагрузку на, и без того не очень прочный корпус. Частично эту проблему разработчикам удалось решить установкой ПОК (Амур-2 и Амур-3) и водомета на модификации
“Амур-Восток”. Поворотно-откидная колонка имела тоже неоптимальную конструкцию (в процессе эксплуатации часто выходили из строя ее элементы), однако с ее помощью удалось не только расширить кокпит, но и решить еще одну насущную проблему “Амуров” – глубокою осадку и незащищенность гребного винта.
Модификация катера “Амур-2” состояла в установке на катер рубки из дюралюминия. Размеры катера позволяли обустроить на нем полноценную каюту с возможностью размещения в ней спальных мест, что и было сделано разработчиками. Пульт управления был вынесен за каюту, ветровое стекло установлено на задний край рубки.

9 — бортовые и отличительные огни;

Общее описание катера «Амур»

Общие характеристики для катеров «Амур»:

  • материал корпуса – дюралюминий, в более поздних вариантах – сплав АМг;
  • для соединения используется метод клёпки, частично – сварная методика;
  • присутствует несколько переборок для создания герметичных отсеков и обеспечения непотопляемости;

Катер «Амур» с подвесным мотором

  • открытый кокпит, который может закрываться складным тентом. Для натягивания тента используется трубный каркас, который вставляется в особые разъёмы в области палубы. В модели «Амур-2» присутствует рубка-убежище;
  • пассажировместимость у всех моделей 5 человек;
  • приблизительно одинаковые показатели длины 5,5–5,6 м.

Форпик моделей имеет герметичный тип, для открытия доступа к нему потребуется использовать люк на палубе, имеющий плотный тип фиксации. Кокпит в каждой модели имеет 2 ряда сидений с прочной конструкцией и мягкой обтяжкой.

Водительское место оборудовано штурвалом и специальными механизмами, которые позволяют дистанционно управлять работой двигателя. Здесь же устроен щиток с различными приборами для контроля работы двигателя. Под щитком пространство полностью закрыто специальным поддоном, на который можно укладывать различные небольшие предметы экипировки.

В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:

  • аккумулятор для питания стартера и габаритных огней;
  • холодильник для воды и масляной жидкости;
  • бачок с водой;
  • разветвление системы охлаждения двигателя.

Роспись катера «Амур»

Для закрытия отсека используется 2 крышки, открывающиеся в стороны бортов. Катер в стандартной модификации использует гребной тип винта из алюминия с диаметром 27,5 см и шагом в 31,2 см. Лодка может использоваться для хождения на вёслах, для фиксации которых предусмотрены специальные крепежи по бортам.

Во время эксплуатации первой модели катера были выявлены существенные недостатки. С их учётом часто приходилось проводить тюнинг катера «Амур», позволявший снизить выраженность различных недостатков при движении. Среди основных минусов конструкции отмечается:

  • во время глиссирования корпус подвергается ощутимым ударам даже при небольшом волнении. Это приводит к появлению дискомфорта и определённой тревоги пассажиров. Периодически волны приводят к разбалтыванию соединений на заклёпках, и их приходится подтягивать, иначе появляется течь. Целесообразно изменение обводов и увеличение килеватости судна, преимущественно носа. Этот недостаток очень сложно устранить самостоятельно, самый простой вариант снижения силы ударов – укрепить днище или купить катер «Амур» более новой модификации;
  • двигательная конверсия выходит за пределы установленных норм;
  • система охлаждения выполнена с одним контуром, не позволяющим в полной мере поддерживать температурный режим эксплуатации судна. Подобная проблема провоцирует появление коррозии на металлических частях двигателя. Катер «Амур» нередко подвергается тюнингу охладительной системы, фото конструкции и устройства двигателя в интернете находится в свободном доступе;
  • в конструкции отсутствует реверсивный ход;
  • с целью разобщения передаточного движения вала и двигателя используется муфта сцепления из автомобильной отрасли, она не рассчитывается на продолжительное нахождение в неактивном состоянии. Наличие сцепления приводит к избыточной сложности управления и дискомфорту водителя.

Тюнинг катера «Амур» в ретро стиле

В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:

Катера

Мореходные качества большинства катеров допускают их эксплуатацию на открытых акваториях на волне до 1,2 м. По сравнению с мотолодками катера имеют меньший расход топлива на единицу мощности, особенно при установке дизелей.

Суда этого типа в зависимости от уровня обитаемости делятся на две группы: катера открытые или с рубкой-убежищем; каютные катера повышенной комфортабельности.

Читайте также:  Собственный водоем. Как на нем заработать.

Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем (см. табл.). ГОСТом длина судов этой группы установлена впределах 4,5-5,5 м, однако высокие массогабаритные характеристики серийных двигателей предопределили тенденцию к использованию преимущественно верхнего предела указанных размерений, а у водоизмещающих судов и превышать его. Как правило, применяется кормовое расположение двигателя с угловым реверс-редуктором или поворотно-откидной колонкой. Прямые передачи используютсятолько на тихоходных судах смаломощными двигателями.

Ритм — катер, имеющий небольшие размеры, но обладающий достаточной мореходностью для преодоления волнения высотой до 1,2 м при удалении от берега до 3 км. Используется в качестве служебно-разъездного и для обслуживания парусных соревнований в условиях морских заливов. Повышенная килеватость днища (до 17° на транце) обеспечивает мягкий ход на волне без заметного снижения скорости, а высокий борт и рубка-убежище, закрывающая носовую часть судна, хорошо защищают кокпит от брызг.

Катер «Ритм»

Корпус имеет плоскокилеватые обводы со скуловыми брызгоотбойниками и четырьмя продольными реданами. Значительный развал бортов в носовой части увеличивает площадь палубы и объем форпика, заполненного пенопластом. Форма транца рассчитана на установку двигателя с угловой поворотно-откидной колонкой (в основном варианте катера испольэуется передача с угловым реверс-редуктором) .

Корпус формуется из стеклопластика; толщина наружной обшивки днища 5—6 мм,бортов 4—5 мм. Палуба с рубкой также цельноформованной конструкции из стеклопластика. Днище подкреплено коробчатыми стрингерами из пенопласта, оклеенного стеклопластиком. В кокпите предусмотрены три сиденья: два в корме по обе стороны от капота двигателя и одно для водителя — впереди. Рубка-убежище оборудована мягкими ди-ванами с рундуками под ними.

С серийным двигателем М8ЧСПУ-100-1 максимальная скорость’ катера 45 км/ч,при полной нагруэке — 42 км/ч.

Тримаран С-54 предназначен для обслуживания водноспортивных соревнований, несения спасательной службы. Рассчитанный на высокую скорость, он обладает ограниченной мореходностью. Корпус имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Помимо обеспечения статической и динамической остойчивости, это позволило получить полезную площадь, достаточную для оборудования рубки-убежища, не слишком просторной, но обеспечивающей всему зкипажу укрытие от непогоды и надежно защищающей кокпит от забрызгивания. Кормовая от миделячасть корпуса занята двигателем с угловым реверс-редуктором, поэтому в кокпите на диване могут разместиться лишь 3 чел.

Тримаран С-54

Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12° на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпусаи палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим приваль-ный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7—10 мм, что обеспечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у сопоставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сллавов или фанеры. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного стеклотканью.

Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт (100 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел, —40 км/ч.

Амур — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах («Амур”, «Амур-М”, «Амур:2”, «Амур-3” и «Восток”) находит также применение в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнуто-килеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением отберега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепано-сварной конструкции изготовлен иэ дюралюминия Д16АТ. На „Амуре-2” и „Амуре-3” для корпуса примененсплав АМГ5М.

Катер «Амур-2»

На катерах серии «Амур” устанавливается конвертированный двигатель автомобиля „Москвич-412”. На „Амуре” и „Амуре-М” передача на винт осуществляетсячереэ угловой реверс-редуктор. На „Амуре-2” и „Амуре-3” размещаются поворотно-откидные угловые колонки. На базе «Амура-3” разработан вариант водометного катера «Восток”. Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч, водометного катера — 37 км/ч.

Борей — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту. Места для зкипажа из 2—3 человека, кресло рулевого и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы, в носовой части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позволяет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт. Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные судав основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими ско-рость 50—52 км/ч. С конвертированным двигателем ГАЗ-13 катер развивает скорость60 км/ч.

Катер «Борей»

Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрин-гера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм.

Водоизмещающий туристский катер имеет круглоскулые обводы, рассчитанные на плавание с полнымгрузом со скоростью 11—17 км/ч. при установке двигателей мощностью 4,4-9,9 кВт (6 —13,5 л. с.). Размещение моторного отсека в корме позволило применить планировку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовойчасти съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно использовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для бензобака и канистр.

Водоизмещающий туристский катер

Корпус катера представляет собой пельноформованную оболочку из стеклопласти-ка с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундуками. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей профилировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы и рубки 9 мм.

Струйка — катер любительской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с большим удлинением (Г/В =5,4) вследствие применения комбинированных обводов с округлыми килеватыми образованиями днища в носовой части и почти плоскими остроскулыми — в кормовой обеспечивают зкономичную зксплуатацию как в водоизмещающем, так и в переходном режимах в диапазоне скоростей 10—18 км/ч с мотор-ми мощностью 2-8,8 кВт (3-12 л. с.). Высоко поднятая в носу скула с плавным переходом днищевых ветвей шпангоутов в бортовые позволяет катеру легко всходитьна волну, хотя из-за малой ширины и низких бортов его нельзя рекомендовать для эксплуатации на открытых водохранилищах с большим удалением от берега.

Катер «Струйка»

Моторный отсек делит корпус на кормовой и носовой участки. Носовая часть запалублена. Внутренняя планировка выбирается в зависимости от назначения катера, который можно использовать для продолжительных плаваний, рыбной ловли и хозяйственных перевозок. Водитель обычно размещается в кормовом кокпите.

Конструкция разработана с расчетом на мелкосерийную постройку на верфяхместной промышленности или индивидуальную — любителями. Основным материаломдля изготовления набора и обшивки служит сосна, часть шпангоутов (4% и 10%) — из стального угольника, Обшивка устанавливается внакрой.

Просторная (3,0 x 2,5 м) каюта размещена в наиболее широкой — кормовой части корпуса, а двигатель смещен в нос от миделя. В каюте установлены два дивана, служащие спальными местами, с выдвижными ящиками под ними. Предусмотрены убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В помещении, расположенном перед кокпитом, находятся туалет, раковина-умывальник и шкаф для одежды. Форпик с люком на палубе и сдвижной дверцей в таранной переборке используется для шкиперского имущества. В кокпите установлены два сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и ветра их защищает высокое стекло, в дождь может быть поставлен тент. Малая площадь кокпита компенсируется крышей кормовой надстройки, с которой идет трап на транцевую площадку.

Сообщества › Охота и Рыбалка › Блог › помогите советом

Добрый день уважаемые участники этого сообщества помогите советом, хочу прикупить катер Амур, куда и на что смотреть? Какие подводные камни и какие болячки у них бывают? По моему бюджету присмотрел валовый Амур м с двигателем 5 А fe сильно не пинайте опыта с такого рода техникой нет до этого ходил только на ПВХ лодках, заранее спасибо за советы.

то же подумываю …пока подыскиваю но все не дорогие или на западе или на востоке а сдесь в иркутске цена как моя делика

Описание катера “Амур-3”

Этот вариант является аналогом 2-й серии. Единственное отличие заключается в увеличении габаритов кокпита за счет демонтажа рубки. Этот момент также повлиял на снижение стоимости судна. Прочие характеристики катера «Амур-3» идентичны предшественнику. Выход на таком плавсредстве допускается по удаленности до трех тысяч метров от берега, при волне высотой не более 1200 мм.

Для улучшения мореходных параметров модификации «Амур-2М» и «Амур-3» оснащены более острыми обводами, обладают повышенным показателем килеватости шпангоутов. В части форштевня скула слегка приподнята.

Такое решение дало возможность уменьшить воздействие от ударов волн и нивелировать чрезмерную забрызгиваемость кокпита. Сниженная килеватость в области кормы позволила улучшить гидродинамические показатели с облегчением перехода в режим глиссирования.


Наследником модели «Амур-М» стал катер «Амур-Д». Технические характеристики судна остались практически не измененными. Основная модификация была направлена на увеличение максимальной высоты палубы, комингс была удлинен на 6 см, высота борта на миделе – на 11 см. Также конструкторы изменили наклон транца до 10°.

#11 АЛ Ш

Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 432 сообщений
    • Из: г.Пермь
    • Судно: Болотоход
    • Название: Хонда

    Всем здравствуйте!
    У меня “Амур-м”
    ПРоблема такая: вышел из строя насос забортной воды.
    момогите советом: каким, другим насосом можно его заменить?
    Может, подходит с других, каких то катеров?
    ЗА РАНИЕ СПАСИБО

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    Рулевой 1-го класса

    Катера

    Мореходные качества большинства катеров допускают их эксплуатацию на открытых акваториях на волне до 1,2 м. По сравнению с мотолодками катера имеют меньший расход топлива на единицу мощности, особенно при установке дизелей. Суда этого типа в зависимости от уровня обитаемости делятся на две группы:
    катера открытые или с рубкой-убежищем; каютные катера повышенной комфортабельности.

    Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем

    (табл. 1.5). ГОСТом длина судов этой группы установлена в пределах 4,5—5,5 м, однако высокие массогабаритные характеристики серийных двигателей предопределили тенденцию к использованию преимущественно верхнего предела указанных размерений, а у водоизмещающих судов и превышать его. Как правило, применяется кормовое расположение двигателя с угловым реверс-редуктором или поворотно-откидной колонкой. Прямые передачи используются только на тихоходных судах с маломощными двигателями. „Ритм» (рис. 1.26) — катер, имеющий небольшие размеры, но обладающий достаточной мореходностью для преодоления волнения высотой до 1,2 м при удалении от берега до 3 км. Используется в качестве служебно-разъездного и для обслуживания парусных соревнований в условиях морских заливов. Повышенная килеватость днища (до 17й на транце) обеспечивает мягкий ход на волне без заметного снижения скорости, а высокий борт и рубка-убежище, закрывающая носовую часть судна, хорошо защищают кокпит от брызг. Корпус имеет плоскокилеватые обводы со скуловыми брызгоотбойниками и четырьмя продольными реданами. Значительный развал бортов в носовой части увеличивает площадь палубы и объем форпика, заполненного пенопластом. Форма транца рассчитана на установку двигателя с угловой поворотно-откидной колонкой (в основном варианте катера используется передача с угловым реверседуктором).
    Корпус формуется из стеклопластика; толщина наружной обшивки днища 5—6 мм, бортов 4—5 мм. Палуба с рубкой также цельноформованной конструкции из стеклопластика. Днище, подкреплено коробчатыми стрингерами из пенопласта, оклеенного стеклопластиком. В кокпите предусмотрены три сиденья: два в корме по обе стороны от капота двигателя и одно для водителя — впереди. Рубка-убежище оборудована мягкими диванами с рундуками под ними. С серийным двигателем М8ЧСПУ-100-1 максимальная скорость катера 45 км/ч, при полной нагрузке — 42 км/ч.
    Тримаран С-54 (рис. 1.27) предназначен для обслуживания водноспортивных соревнований, несения спасательной службы. Рассчитанный на высокую скорость, он обладает ограниченной мореходностью. Корпус имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Помимо обеспечения статической и динамической остойчивости, зто позволило получить полезную площадь, достаточную для оборудования рубки-убежища, не слишком просторной, но обеспечивающей всему экипажу укрытие от непогоды и надежно защищающей кокпит от забрызгивают. Кормовая от миделя часть корпуса занята двигателем с угловым реверс-редуктором, поэтому в кокпите на диване могут разместиться лишь 3 чел.

    Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12° на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпуса и палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим привальный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7-10 мм, что обеспечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у сопоставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сплавов или фанеры. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного стеклотканью: Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт A00 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел. — 40 км/ч. ,Лмур» (рис. 1.28) — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах („Амур», „Амур-М», „Амур-2″, „Амур-3″ и „Восток») находит также применение в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнутокилеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением от берега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепажхварной конструкции изготовлен иэ дюралюминия Д16АТ. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ для корпуса применен сплав АМг5М.
    На катерах серии .„Амур» устанавливается конвертированный двигатель автомобиля „Москвич-412″. На „Амуре» и „Амуре-М» передача на винт осуществляется через угловой реверс-редуктор. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ размещаются поворотнооткидные угловые колонки. На базе „Амура-3″ разработан вариант водометного катера „Восток». Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч,
    водометного катера — 37 км/ч. „Борей» (рис.» 1.29) — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту. Места для экипажа из 2—3 чел., кресло рулевого и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы^ носовой части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позволяет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт. Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные суда в основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими скорость 50—52 км/ч. С конвертированным двигателем ГАЗ-13 катер развивает скорость 60 км/ч. Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм. Водоизмещающий туристский катер (рис. 1.30) имеет круглоскулые обводы (теоретический чертеж судна приводится в гл. 10), рассчитанные на плавание с полным
    грузом со скоростью 11—17 км/ч.при установке’ двигателей мощностью 4,4—9,9 кВт F—13,5 л. с.). Размещение моторного отсека в корме позволило применить планировку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовой части съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно использовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для бензобака и канистр. Корпус катера представляет собой цельноформовэнную оболочку из стеклопластика с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундука- ми. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость
    корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей профилировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы и рубки 9 мм.
    „Струйка» (рис. 1.31) — катер (теоретический чертеж помещен в гл.! 10) любительской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с большим удлинением

    Читайте также:  Техника ловли зимней мормышкой, сравнение приманок

    Катера повышенной комфортабельности (табл. 1.6). Суда этой
    группы имеют длину более 5,5 м. В зависимости от назначения они могут быть оборудованы как для дальних туристских походов, так и для обслуживания спортивных
    соревнований с выходом на открытую акваторию в 5-балльный ветер.

    ЛМ4-87МК (рис. 1.32) — модификация базовой модели 87М. По сравнению с ней в новом проекте изменены размерения и архитектура, установлен более мощный двигатель М8ЧСПУ-100-1. Поперечными переборками корпус разделен на форпик, каюту, кокпит и моторный отсек. В форпике хранится шкиперский инвентарь. В каюте размещены откидной столик, диван и кресло, которые могут быть преобразованы в четыре спальных места. Предусмотрена естественная приточная вентиляция через козырьки и воздухораспределители. В кокпите расположены пост управления, два кресла и кормовой диван. По бортам между 8-м и 9-м шп. размещены две топливные цистерны. Передача мощности на гребной винт осуществляется через угловой реверс-редуктор, который вместе с двигателем размещен в моторном отсеке.
    Корпус имеет остроскулые обводы с малой килеватостью днища и отгибом его в районе скулы. Набор выполнен из древесины хвойных пород, обшивка — из фанеры ФСФ и БС-1 толщиной 5 и 7 мм.

    Катер обладает достаточной мореходностью и пригоден для эксплуатации на волне высотой до 1,2 м, однако из-за малой килеватости корпуса при этом приходится ограничивать скорость.
    „Викинг» (рис. 1.33) имеет две модификации: судно с небольшой каютой и просторным кокпитом и полностью открытым корпусом со смотровой площадкой 3-метровой высоты. Основное назначение катера — обслуживание соревнований по парусному спорту, может также использоваться в качестве туристского и разъездного. Корпус имеет обводы типа моногедрон с углом килеватости днища на транце 18″,
    что позволяет развивать полную скорость на волне до 0,5 м. На днище катера по обе стороны от киля установлено по два продольных редана, а на скуле — брызгоотбойник. Корпус собран из трех секций: собственно корпуса, палубы и козырька ходового мостика вместе с мачтой, отформованных из стеклопластика. Продольными связями служат шесть днищевых стрингеров из пенопласта, оклеенного стеклотканью. Роль поперечного набора выполняют переборки. Своеобразный внешний вид катеру придает расположенный на крыше рубки ходовой мостик, боковые плоскости которого переходят в П-образную мачту, одновременно служащую каркасом для стояночного тента. Каюта, занимающая большую часть судна, разделена полупереборкой на спальный отсек для 3—4 чел. и (ближе к корме) кают-компанию на 6—8 чел. Бортовые диваны кают-компании преобразуются в два спальных места. Каюта вентилируется через установленные на крыше вентиляционные головки. Пульт управления катером вынесен на ходовой мостик, куда ведут два трапа, установленные по обе стороны от входа в каюту. Площадь кокпита достаточна, чтобы здесь разместился весь экипаж.


    На катерах „Викинг» устанавливаются угловые колонки шведской фирмы „ВольвоПента» с дизелем мощностью 95,6 кВт A30 л. с.) или бензиновым двигателем мощностью 165 кВт B25 л. с). С первым они развивают скорость 50 км/ч, со вторым — 60 км/ч.
    „Баклан» (рис. 1.34) — водоизмещающий круглоскулый катер (теоретический чертеж приведен в гл. 10) для дальнего туризма по рекам и водохранилищам. Рассчитан на установку двигателя малой мощности. Оригинальная компоновка судна разработана Ю. Н. Бирюковым на основе деревянных катеров, строившихся на Соломбальской верфи. Обводы этих катеров воспроизводят форму карбасов поморов, но конструкция облегчена и усовершенствована. По сравнению с соломбальскими катерами „Баклан» имеет более комфортабельную планировку. Экипаж размещается в двух изолированных каютах, что делает катер особенно удобным для семейных путешествий. В каждой каюте по два спальных места. В носовой каюте оборудованы также два платяных шкафа, конструкция которых служит одновременно подкреплением крышки рубки, необходимого в случае установки предусмотренного парусного вооружения. Под диванами в каюте, а также под сиденьями в кокпите устроены рундуки для хранения снаряжения. Двигатель мощностью 9,9 кВт A3,5 л. с.) устанавливается в кокпите и закрывается капотом, который в хорошую погоду используется в качестве обеденного стола. Мощность на гребной вал передается на прямую через шарнир Гука.
    Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка клинкерная из полос 7-миллиметровой бакелизированной фанеры. Допустима обшивка и из сосновых досок, как зто’ делается на соломбальских катерах.
    Катер проекта Д. Бича (рис. 1.35) — обладает такими качествами, как. высокая мореходность, надежность и долговечность при относительно экономичной эксплуатации. Конструкция выполнена в соответствии с правилами Регистра Ллойда для постройки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами 240 мм. Киль и дейдвудные брусья выполнены из сосны. Обшивка из красного дерева двойная с толщинами
    внутреннего слоя 19 мм и наружного 13 мм. Снаружи корпус оклеивается стеклопластиком. Круглоскулые обводы катера с заметным подъемом днища к широкому транцу рассчитаны на плавание в широком диапазоне скоростей, с двигателями мощностью от 15’до 73,5 кВт (от 20 до 100 л. с.). С 86-сильным двигателем скорость катера составляет 22,5 км/ч. Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части обеспечивают хорошую всхожесть на волну.

    Просторная C,0 X 2,5 м) каюта размещена в наиболее широкой — кормовой части корпуса, а двигатель смещен в нос от миделя. В каюте установлены два дивана, служащие спальными местами , с выдвижными ящиками под ними. Предусмотрены убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В помещении, расположенном перед кокпитом, находятся туалет, раковина-умывальник и шкаф для одежды. Форпик с люком на палубе и сдвижной дверцей в таранной переборке используется для шкиперского имущества. В кокпите установлены два сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и ветра их защищает высокое стекло, в дождь, может быть поставлен тент. Малая площадь кокпита компенсируется крышей кормовой надстройки, с которой идет трап на транцевую площадку.
    „Максим» (рис. 1.36) — катер шведской постройки. Имеет остроскулые обводы малой килеватости G° на транце). Рассчитан на плавание в переходном режиме в диапазоне скоростей 20—24 км/ч. Корпус отформован из стеклопластика методом напыления, поэтому обшивка имеет большие толщины, чем у сопоставимых судов, корпуса которых изготовлены ручной формовкой. Развитый плавник способствует уменьшению дрейфа в свежий ветер и устойчивости катера на курсе, а также предохраняет от повреждений винт и дейдвуд угловой неповоротной и неоткидывающейся колонки. Скомпонованный с колонкой двигатель размещен близ миделя и занимает минимум полезного объема. При относительно небольших размерениях катер располагает достаточно комфортабельными помещениями для 5—6 чел. На судне три каюты. Носовая — двухместная, с V-образным расположением диванов, преобразуемых в двухспальную койку. В средней каюте полутораспальная койка размещена по-яхтенному — под палубой с просветом до подволока 0,7 м. Наиболее удобна кормовая каюта высотой 1,6 м, в которой размещены двухспальная койка и платяной шкаф. Для размещения снаряжения используются пространства под диванами и в форпике.
    При наличии столь значительных объемов жилых помещений на катере оборудован просторный кокпит, в котором одновременно может разместиться весь экипаж. К недостаткам проекта следует отнести повышенный дифферент при максимальной скорости и значительную парусность корпуса с надстройками.

    Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12° на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпуса и палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим привальный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7-10 мм, что обеспечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у сопоставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сплавов или фанеры. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного стеклотканью: Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт A00 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел. — 40 км/ч. ,Лмур» (рис. 1.28) — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах („Амур», „Амур-М», „Амур-2″, „Амур-3″ и „Восток») находит также применение в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнутокилеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением от берега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепажхварной конструкции изготовлен иэ дюралюминия Д16АТ. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ для корпуса применен сплав АМг5М.
    На катерах серии .„Амур» устанавливается конвертированный двигатель автомобиля „Москвич-412″. На „Амуре» и „Амуре-М» передача на винт осуществляется через угловой реверс-редуктор. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ размещаются поворотнооткидные угловые колонки. На базе „Амура-3″ разработан вариант водометного катера „Восток». Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч,
    водометного катера — 37 км/ч. „Борей» (рис.» 1.29) — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту. Места для экипажа из 2—3 чел., кресло рулевого и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы^ носовой части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позволяет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт. Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные суда в основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими скорость 50—52 км/ч. С конвертированным двигателем ГАЗ-13 катер развивает скорость 60 км/ч. Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм. Водоизмещающий туристский катер (рис. 1.30) имеет круглоскулые обводы (теоретический чертеж судна приводится в гл. 10), рассчитанные на плавание с полным
    грузом со скоростью 11—17 км/ч.при установке’ двигателей мощностью 4,4—9,9 кВт F—13,5 л. с.). Размещение моторного отсека в корме позволило применить планировку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовой части съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно использовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для бензобака и канистр. Корпус катера представляет собой цельноформовэнную оболочку из стеклопластика с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундука- ми. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость
    корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей профилировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы и рубки 9 мм.
    „Струйка» (рис. 1.31) — катер (теоретический чертеж помещен в гл.! 10) любительской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с большим удлинением


    Линейка катеров Амур

    Каждая модель претерпевала изменения и по конструкции, и по техническим параметрам. Но все катера имеют ряд общих характеристик:

    • корпус выполнен из металла;
    • двигатель стационарный, расположен в кормовой части судна, в закрытом отсеке;
    • крепеж корпуса комбинированный – заклепки с применением электродуговой точечной сварки;
    • предусмотрено хождение на веслах, по бортам имеются специальные крепежи для их фиксации;
    • удобный штурвал, защищенный ветровым стеклом, рядом с которым расположен щиток с приборами, позволяющими контролировать работу двигателя и других механизмов;
    • вместимость пассажиров 5 человек;
    • все модели снабжены габаритными огнями, поддонами для масла, емкостями для топлива и рундуками для хранения необходимых вещей или инструментов.

    Корпус катера переборками разделен на три отсека – форпик (крайнее носовое отделение на судне), кокпит и моторное отделение. В форпике находится багажник, для доступа к нему сделан двустворчатый люк, который герметично закрывается. Кокпит (центральное открытое пространство) оборудован 2 сиденьями и небольшим диваном. В моторном отсеке установлен двигатель и аккумуляторная батарея.

    Государственная цена первого катера Амур – 4 тыс. советских рублей (модели Амур М и Амур Д, стоили 4,5 тыс. рублей), в те годы столько стоил автомобиль. На современном рынке цены договорные – от 50 тыс. до 250 тыс. рублей, зависит от года выпуска катера и его технического состояния.

    • корпус выполнен из металла;
    • двигатель стационарный, расположен в кормовой части судна, в закрытом отсеке;
    • крепеж корпуса комбинированный – заклепки с применением электродуговой точечной сварки;
    • предусмотрено хождение на веслах, по бортам имеются специальные крепежи для их фиксации;
    • удобный штурвал, защищенный ветровым стеклом, рядом с которым расположен щиток с приборами, позволяющими контролировать работу двигателя и других механизмов;
    • вместимость пассажиров 5 человек;
    • все модели снабжены габаритными огнями, поддонами для масла, емкостями для топлива и рундуками для хранения необходимых вещей или инструментов.

    Лодки и ПЛМ

    Катер “Амур” предназначен для эксплуатации на реках и водохранилищах с пресной водой при высоте волны не более 1,2 м. Катер выпускался небольшой серией в г. Комсосльск-на-Амуре (в 1970 г. выпуск составил около 400 штук). Клепаный дюралюминиевый корпус (вес 230 кг) имеет водонепроницаемые переборки на шп. 3 и 7. Герметичный отсек форпика снабжен палубным люком с плотной крышкой. В открытом кокпите между шп. 3 и 7 установлены жесткие сиденья для пассажиров. Предусмотрен тент, который натягивается на каркас из труб, вставляемых в специальные гнезда на палубе. У места водителя, помимо штурвала и механизма дистанционного управления, размещен щиток с контрольно-измерительными приборами. Пространство за щитком закрыто снизу поддоном, образующим полку для мелких предметов. Двигатель установлен в корме, угловой редуктор расположен под задним сиденьем. Кроме двигателя и валопровода, в моторном отсеке размещены аккумуляторная батарея, водо-масляный холодильник, водяной бачок, трубопроводы системы охлаждения. Отсек закрывается сверху двумя крышками, откидывающимися к бортам. Гребной винт из алюминиевого сплава имеет диаметр 275 мм и шаг 312 мм. По бортам кокпита предусмотрены крепления для укладки весел. Трехлетняя эксплуатация катера, получившего наибольшее распространение на реках Сибири и Дальнего Востока, особенно на Амуре, позволила выявить у него ряд недостатков. При глиссировании корпус испытывает сильные удары даже на небольшой волне, что создает значительные неудобства для пассажиров и иногда является причиной появления течи в клепаных соединениях. В связи с этим было бы целесообразно изменить обводы и увеличить килеватость днища, особенно в носовой части. Конверсия двигателя не соответствует требованиям отраслевой нормали ОН9-518-65 “Конверсия автомобильных и тракторных двигателей в судовые главные. Технические требования”, распространяющейся на серийные двигатели для катеров. Одноконтурная проточная система охлаждения не обеспечивает нормальный температурный режим работы и приводит к коррозии двигателя при эксплуатации в морской воде. “Амур” не имеет заднего хода. Для разобщения двигателя с валопроводом применяется автомобильная муфта сцепления, не рассчитанная на длительное выключение, не говоря уже о том, что в судовом реверс-редукторе все переключения должны производиться одним рычагом, без лишней педали сцепления. В настоящее время завод проводит работы по усовершенствованию “Амура”. Надо полагать, что корпус с улучшенными обводами “Амур-М”, модель которого испытывалась в опытовом бассейне, будет более мореходным. Разрабатывается вариант двигателя с двухконтурным охлаждением и компактным угловым реверс-редуктором. К сожалению, двигатель “Москвич-412” работает на бензине А-93, А-95 или “экстра”, а в некоторых районах эти сорта достать почти невозможно. Для катеров нужна дефорсированная модель, работающая на бензине А-76. Некоторое снижение мощности, которое явится следствием уменьшения степени сжатия, для катерного двигателя было бы только полезно, так как позволило бы увеличить срок его службы.

    Стояночный тент на лодку, на катер. Транспортировочный Ходовой тент.

    Транспорт » Водный транспорт

    2 000 грн.

    Днепр, Амур-Нижнеднепровский 15 авг.

    Транспорт » Водный транспорт

    Справочник по катерам, лодкам и моторам. Состояние хорошее

    • Судовые устройства
    • В одиночку через океан. Сто лет одиночного мореплавания
    • Остров, открытый Магелланом (Гуам)

    Справочник содержит основные сведения по прогулочно-туристским моторным и гребным лодкам, катерам, парусным яхтам и лодочным подвесным моторам, выпускаемым отечественной промышленностью. Приведены технические характеристики судов, даны рекомендации по повышению эксплуатационных качеств, в частности – экономичности серийных судов и моторов. Рассмотрены общие требования, предъявляемые к конструкции и мореходным качествам малых про-гулочио-туристских и спортивных судов.

    Справочник рассчитан на широкие круги специалистов и любителей,- занимающихся постройкой и эксплуатацией малых судов.

    Глава I. Эксплуатационные качества и конструкция малых судов
    Классификация малых судов
    Характеристики формы корпуса малых судов
    Плавучесть, пассажировместимость и грузоподъемность
    Остойчивость
    Непотопляемость
    Какая мощность допустима?
    Ходкость
    Управляемость
    Обводы глиссирующих судов
    Обводы водоизмещающих судов
    Материал и конструкция корпуса
    Дерево, стеклопластик или дюраль?

    Глава II. Подводные крылья, движители и экономичность эксплуатации судна
    Как работает крыло
    Малые суда на подводных крыльях (СПК)
    Что надо знать о гребном винте?
    Гребной винт-мультипитч
    Кольцевая профилированная насадка
    Водометный движитель
    Воздушный винт
    Ключи к экономии горючего
    Средства регулирования ходового дифферента

    Глава III. Лодки и катера серийного производства
    А. Моторные лодки
    “Москва-2”
    “Сарепта”
    “Ладога-2”
    “Темп”
    “Дельта”
    “Вишера”
    Лодка-палатка-прицеп “Дон”
    “Крым-3”
    “Прогресс-4”
    “Прогресс-2”
    “Днепр”
    “Казанка-5М” и “Казанка-5”
    “Казанка-2Мг
    “Нептун-3”
    “Крым”
    “Ока-4”
    “Ладога”
    “Нептун-2”
    “Гамма”
    “Обь-М”
    “Обь”
    “Воронеж”
    “МКМ”
    “Казанка” и ее модификации (“Казанка-М” и “Южанка”)
    “Неман-2” и “Неман”
    “Афалина”
    Б. Катера со стационарными двигателями
    Разъездной и туристский катер “ЛМ4-87МК”
    Служебно-разъездной катер “370-М”
    Разъездной катер “ЛС-5”
    Служебно-разъездной катер “С-54”
    Катер “Триумф”
    “Борей” – катер для буксировки воднолыжников
    Разъездной катер “Ритм”
    Прогулочно-туристский катер “Амур-М”
    Прогулочно-туристские катера “Амур-2” и “Амур-3”
    Гребные и гребно-моторные лодки
    “Фофан”
    Шпоновая гребная лодка “ШПШ-ЗМ”
    Гребно-моторная лодка “Форель” (“Кефаль”)
    Пластмассовая лодка “Пелла”
    Металлическая гребно-моторная лодка “Таймень”
    Металлическая лодка “Ерш”
    Металлическая лодка “Язь”
    Гребно-моторная лодка “Онега”
    Г. Разборные лодки и байдарки
    Одноместная разборная секционная лодка “Малютка” . .
    Двухместная разборная лодка “Малютка-2”
    Одноместная складная охотничья лодка
    Складная лодка “Мечта”
    Разборная мотолодка “Романтика”
    Секционная разборная мотолодка “Автобот”
    Надувной разборный катамаран “Альбатрос”
    Байдарки “Таймень”
    Д. Надувные лодки
    Одноместные лодки
    Двухместные лодки
    Туристские надувные лодки
    Надувные мотолодки
    Е. Усовершенствования серийных мотолодок
    “Казанка” становится безопасной и комфортабельной
    Что можно сделать с лодкой “МКМ”?
    Усовершенствования мотолодки “Прогресс”
    Полезные усовершенствования для различных лодок

    Глава IV. Парусные яхты и лодки
    Элементы механики парусного судна
    Конструктивные типы парусных судов
    Паруса и типы вооружения
    Немного об аэродинамике паруса
    Классы и правила обмера
    Основные данные парусных судов, эксплуатируемых в СССР
    А. Швертботы
    “Оптимист”
    Швертбот-двойка “Кадет”
    Швертбот-двойка “420”
    “ОК-Динги”
    “Финн”
    “470”
    “Летучий Голландец”
    Катамаран “Торнадо”
    “Парусная доска”
    Разборный секционный виндсерфер “Мустанг”
    Б. Крейсерские швертботы |
    Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т2
    Мини-яхта “Ассоль”
    В. Гоночные яхты
    “Солипг”
    “Дракон*
    “Звездный”
    Г. Крейсерско-гоночные яхты
    Яхта национального класса Л6
    “Алькор”
    Яхта однотонного класса
    Однотоняик “Марина”
    “Таурус”
    “Арктурус”
    “Крейсерско-гоночная яхта “Конрад-54”
    “Опал-Ш” (“Конрад-45”)
    Четвертьтонник
    “Конрад-24” и “Дюфур-24”
    “Фолькбот”
    Крейсерский катамаран “Центауруо”
    Вспомогательное парусное вооружение на лодках и катерах
    Примеры оборудования лодок вспомогательными парусами
    Парус на байдарке
    Парус на надувной лодке

    Глава V. Механическая установка и электрооборудование
    Стационарный или подвесной?
    Общая характеристика отечественных подвесных моторов
    Что нужно учитывать при установке мотора на лодку?
    Системы дистанционного управления подвесными моторами
    Рулевое дистанционное управление
    Приборы для контроля за работой подвесного мотора
    Электрооборудование лодки с подвесным мотором
    Несколько простейших усовершенствований, повышающих надежность моторов и их эксплуатационные качества

    Глава VI. Ремонт н содержание судна
    Коррозия – враг № 1
    Что такое протекторная защита?
    Защита от общей коррозии алюминиевых судов
    Уязвимые места дюралевого корпуса, возможные повреждения и их ремонт
    Клеи при ремонте дюралевых корпусов
    Что надо знать о клепаных соединениях?
    .’Что нужно учесть при эксплуатации корпуса, построенного из стали
    Очистка и окраска стального корпуса
    Корпус из стеклопластика
    Ремонт пластмассового корпуса
    Как продлить жизнь деревянного судна?
    Ремонт деревянного корпуса
    Покрытие корпуса стеклопластиком
    Приложение. Отечественные подвесные лодочные моторы

    Глава V. Механическая установка и электрооборудование
    Стационарный или подвесной?
    Общая характеристика отечественных подвесных моторов
    Что нужно учитывать при установке мотора на лодку?
    Системы дистанционного управления подвесными моторами
    Рулевое дистанционное управление
    Приборы для контроля за работой подвесного мотора
    Электрооборудование лодки с подвесным мотором
    Несколько простейших усовершенствований, повышающих надежность моторов и их эксплуатационные качества

    Ссылка на основную публикацию