Глубоководные минноу

Глубоководные воблеры для ловли троллингом

Дата: 8 апреля 2016 | Просмотров: 1 286

В продолжение цикла статей про воблеры, их классификацию и лучшие модели, я хочу поговорить про глубоководные воблеры. Да, хищная рыба очень часто стоит на глубине, у дна. Достать ее удобнее всего джигом. Но, если нужно прочесывать большие акватории на крупном водоеме – должный эффект дает только троллинг, ловля с движущейся под мотором лодки. А лучшими приманками для троллинга являются, как раз, глубоководные воблеры. Так что, я коротко охарактеризую этот стиль ловли. Остановлюсь на характеристиках, которые имеют воблеры для троллинга. Ну, и расскажу, какие глубоководные воблеры для троллинга лучшие, на мой взгляд.

Глубоководные воблеры используются, конечно, не только для троллинга. Иногда условия удобные, чтобы половить ими и в заброс.

Так, например, мы можем стоять в лодке и забрасываем воблер-дайвер под крутой берег или там, где начинается подводный перепад глубин. Там, соответственно, глубина, крутой свал. И мы проведем наш глубоководник по контуру свала, как раз, перед стоящей там рыбой. А хищная рыба, крупный окунь, щука, судак, крупный голавль, жерех, часто стоят или проходят по таким участкам. Так что, это нормальная тактика.

Но, в основном, применяют глубоководные воблеры для троллинга. Есть много специальных моделей приманок этого типа, которые летят очень посредственно и предназначены именно для ловли троллингом, а не в заброс.

Итак, как отличить глубоководные воблеры от мелководных. Форма тела может быть разной. Это и продолговатые минноу, и приплюснутые шэды, и пузатые кренки. Но всех их будет объединять большая лопасть. Лопатка у таких воблеров длинная, довольно широкая, и установленная под острым углом к продольной оси приманки. Кроме того, для увеличения заглубления, на многих моделях колечко вынесено на саму лопасть.

Благодаря такой геометрии глубоководный воблер круто зарывается при проводке. От пропорций тела приманки и лопасти зависит рабочая глубина воблера. Этот параметр, как правило, указывается на упаковке и является очень важным для подбора правильного глубоководного воблера. Рабочая глубина, это диапазон глубин, на которых идет воблер при проводке на нормальных, средних скоростях. Все это довольно условно, т.к. скорость проводки, хода лодки может сильно отличаться. Да и такие моменты, как сила течения, толщина шнура – тоже серьезно корректируют глубину прохода воблера. Но, в целом, чтобы ориентироваться, берут за основу заявленную рабочую глубину каждого воблера. Соответственно, если надо провести воблер в горизонте 2.5-3м, то выбирают такие воблеры. Для проводки на такой глубине, все же, уже нужны глубоководники. Есть воблеры для средних глубин, до 4-5м. Или самые глубоководные, до 6-8м и более.

Что еще можно отметить из характеристик, которыми обладают глубоководные воблеры. В большинстве своем, это плавающие приманки, воблеры с положительной плавучестью. Хорошо, когда такой воблер всплывает при остановке проводки. При такой ловле не так важен эффект зависания, характерный для суспендеров. А тонущие, вовсе, не уместны.

А теперь, осталось назвать лучшие глубоководные воблеры, по моей версии.

Начнем с работающих на относительно небольших глубинах и пойдем на повышение рабочих глубин.

Jackall D Cherry и DD Chubby.

Глубоководные версии знаменитых Чабиков и Чериков от Jackall. Ныряют всего до 2м, но уже могут считаться вполне себе дайверами. Очень хороши для обработки участков с глубинами 2-3м.

FishCat BobCat.

Воблер минноу с возможностью занырнуть на 2.5м.

Nories Laydown Minnow Deep.

Инновационный японский воблер с заглублением до 2.5м.

Halco Combat.

Замечательный ныряльщик со сверхпрочной лопастью. Подойдет для мест с твердым дном. Там, где опасно сломать лопасть обычного воблера, можно засылать Комбата. Ныряет до 2.5м.

Smith Ching Rong.

Классический воблер кренк для ловли на глубинах до 3м. Отличная троллинговая модель, универсальная в плане ловимых рыб.

Asakura Bullhead.

Глубоководная версия этого широко известного воблера прекрасно берет глубины до 3м. Так что, вполне себе глубоководник, дайвер, модель пригодная для троллинга по глубинам в районе 3.5-4м.

Yo-Zuri 3D Crank.

Некрупный воблер-дайвер на грани форм “кренк” и “шэд”. Ныряет до 4м. Отлично подходит и для ловли в заброс, и для троллинга.

Damiki Big Mike.

Относительно недавно появившаяся в моем поле зрения модель. Замечательный воблер, который и бросать можно, и троллингом водить. Зарывается до 4м. Очень недорогой.

Strike Pro Alpha Diver.

Дешевый и вполне добротный глубоководный воблер от Страйк Про. Ныряет до 4м.

Pontoon 21 Deephase.

Отличный глубоководный воблер от Понтун 21. Ныряет до 4-4.5м.

Salmo Boxer Super Deep Runner.

Небольшой, компактный пузатый фэт, при этом, обладающий мощной лопаткой, способной загнать его до пятиметровой глубины.

Rapala Barra Magnum.

Отличный специализированный воблер-дайвер для ловли троллингом. Рабочие глубины до 5м. Рапала, на мой взгляд, вообще, один из лидеров в направлении тролинговых воблеров.

Strike Pro Challenger X.

Серия недорогих корейских воблеров. В большом выборе типов и размеров этой модели, имеются воблеры, которые могут нырнуть до 5м.

Megabass Deep Six.

Элитный глубинный воблер. Собственно, в названии понятно сказано, что ныряет данная модель на 6м.

Мощный глубоководный воблер, который прекрасно работает и в заброс и на троллинге.

Salmo Bullhead Super Deep Runner.

Серия серьезнейших ныряльщиков. Самая глубоководная модель способна занырнуть до 6.5-7м. По заявлениям производителя на 8м. Но, это едва.

Halco Sorcerer.

Широкая линейка воблеров. И в ней есть модели, которые способны занырнуть до 7-8м. Классика троллинга.

Bomber Deep Long.

Отличный специализированный воблер для ловли троллингом. Рабочие глубины до 7-7.5м.

Rapala Deep Tail Dancer.

Один из самых-самых. Настоящий чемпион по ныркам на рекордные глубины. Эта модель от Рапала способна добраться до девятиметровой глубины.

Конечно, в этот список можно включить еще несколько десятков достойных моделей. Но, для понимания, какой он, лучший воблер для троллинга – более чем достаточно, я считаю.

Salmo Boxer Super Deep Runner.

Воблер minnow Deps Balisong Minnow 100 SP

Один из самых глубоких воблеров минноу в данном классе, учитывая, что это не дип, глубина 1,5–2 м для него не проблема. Причем и на глубине сохраняется его способность после рывка аппетитно потряхивать боками. Один из классических вариантов при ловле на глубине 2–3 м. Этот воблер minnow Deps Balisong Minnow 100 SP отчасти схож формами с X-Rap, однако, несмотря на общую размерность в 100 мм, выглядит значительно крупнее и габаритнее. Что не может не отразиться и на поведении в воде. Движения у воблера minnow Deps Balisong Minnow 100 SP получаются менее юркими, но зато размашистее и резче, с дополнительной дрожью, которая всегда по нраву щуке. Помимо всего прочего, воблер обладает хорошим акустическим эффектом из-за шариков внутри тела. По анимации тут открывается огромное поле для экспериментов, поэтому я даже не стану выделять какую-либо лучшую проводку для этого воблера. Все будет зависеть от вашей фантазии, воблер minnow Deps Balisong Minnow 100 SP справится с любым предложенным ему вариантом.

Благодаря своеобразной геометрии тела, воблер minnow Pontoon 21 Moby Dick 100 F SR обладает не самой высокочастотной, но зато очень амплитудной игрой, которая всегда по душе щукам. Это позволяет ему хорошо работать и на равномерной проводке, и на твичинге. С помощью магнитной системы балансировки Mag Force достигается очень приличная дальность полета. Что является неотъемлемой характеристикой мелководных воблеров, которым чаще всего приходится работать по площадям. В таких условиях, когда нет привязки к конкретному месту ловли, а фоновая, глубина около метра, проще всего вести воблер minnow Pontoon 21 Moby Dick 100 F SR проводкой stop and go или просто равномерно с минимальными ускорениями и подергиваниями. Ведя его равномерной проводкой, лучше всего не сильно ускорять, держать такой темп, чтобы только чувствовалась игра воблера. И очень полезно будет периодически совершать один-два рывка, после которых давать непродолжительную паузу.

Без взлёта нет полёта, как вывести лодку на глиссирование

Это изречение применимо и к владельцам моторных лодок.

Даже с маленьким, слабеньким мотором всегда задаётся вопрос: а возможно ли вывести лодку на глиссирование и лихо прогарцевать на воде!


Но и надувные ПВХ-шки хорошо скачут по воде при соблюдении баланса между характеристиками седока, лодки, мотора. Хотя научной базы для определения поведения этих транспортных средств в режиме глиссирования нет.

Глиссирование

Что такое «выход на глиссер»? Эта статья рассказывает о различных режимах движения лодки. Водоизмещающий режим. Переходной режим. Глиссирование.

Существует три режима движения лодки:
1.Водоизмещающий режим. Режим движения лодки на скоростях до 15км/ч. В этом режиме лодка движется, не используя свои скоростные свойства, площадь смачиваемой поверхности максимальна. От неё поднимается высокая волна. Режим характерен для лодок с двигателем очень малой мощности.
2.Переходный режим. Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18км/ч.
3.Режим глиссирования. Скорость движения от 20км/час и выше. Смачиваемая поверхность минимальна.
Режим глиссирования – наиболее экономичный режим движения лодки.

Рассмотрим его подробнее

Глиссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно. Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает. Например. Доска виндсерфинга полностью выходит из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Это яркий пример перехода в глиссирующий режим. Камешек, запущенный по воде и прыгающий по поверхности также глиссирует.

Существует три режима движения лодки:
1.Водоизмещающий режим. Режим движения лодки на скоростях до 15км/ч. В этом режиме лодка движется, не используя свои скоростные свойства, площадь смачиваемой поверхности максимальна. От неё поднимается высокая волна. Режим характерен для лодок с двигателем очень малой мощности.
2.Переходный режим. Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18км/ч.
3.Режим глиссирования. Скорость движения от 20км/час и выше. Смачиваемая поверхность минимальна.
Режим глиссирования – наиболее экономичный режим движения лодки.

Читайте также:  Периоды активности карпа, ловля с берега и с лодки

Что такое глиссирование?

Такой режим позволяет судну проводить скользящие движения, минимально касаясь воды. Судно сохраняется на поверхности за счёт того, что встречный напор воды образует силу для подъема.

Глиссирование объясняется с физической стороны. Судно передвигается стремясь в точку сверхустойчивого поля. Главные факторы образования такого режима — наличие мощного двигателя и ровное дно плавательного средства.

К недостатку можно отнести неспособность некоторых моделей совершать переход в режим, а также проблемы если на воде присутствуют волны. Корректировать такое положение рекомендуется путем изменения формы днища.


На деле значительное влияние оказывает форма лодки, объем баллонов, характер пола, характеристики киля, наличие груза в кокпите.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.


Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Скорость глиссирования

Для глиссирования очень важна скорость, также стоит учесть что существуют минимальные и максимальные значения, которые желательно знать.

Для глиссирования очень важна скорость, также стоит учесть что существуют минимальные и максимальные значения, которые желательно знать.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

  • +7 (918) 500 16 96
    • Telegram
    • WhatsApp
  • О нас
  • Календарь
  • Цены
  • Учебные материалы
  • Новости
  • Галерея
    • Фото
    • Видео
  • Контакты
  • +7 (918) 500 16 96
    • Telegram
    • WhatsApp
  • О нас
  • Календарь
  • Цены
  • Учебные материалы
  • Новости
  • Галерея
    • Фото
    • Видео
  • Контакты

В этот раз мы рассмотрим очередной способ разгона и выхода на глиссирование . Эта статья для тех, кто уже хорошо умеет ходить в петлях и трапеции, но хочет найти иные пути разгона.

Как правило, стандартная схема разгона и выхода на глиссирование состоит из набора скорости, вцепления в трапецию, вывода доски на глиссирование и, затем, вход в ножные петли. При использовании пампинга вцепление в трапецию происходит после выхода на глиссирование. Но, в этих случаях, вход в петли происходит в последний момент. Такой метод является наиболее эффективным для быстрого разгона и выхода на глиссирование. Чем лучше закрываетесь, контролируете доску, отвисаете, либо пампингуете, тем быстрее разгонитесь.

Так же, существует и другой способ, для тех, кто ленится Не смотря на то, что этот способ, как бы «халявный», он требует больше ветра или размера паруса, чем классический. У кого петли расположены ближе к центру доски, то способ покажется супер-лёгким. Тем не менее, он будет работать и с петлями, расположенными по краям доски. Этот навык поможет вам для катания в волнах и исполнения фристайл элементов.

Итак, перед тем как переходить к новому способу, повторим ещё раз, вкратце, классический способ выхода на глиссирование:

— Изначально доска находится перпендикулярно ветру, либо совсем чуть чуть против ветра для более лёгкого закрытия паруса;
— Давим в переднюю ногу, отвисаем на гике дальше за доску и вниз и закрывая больше парус;
— встегиваемся в трапецию и принимаем более прямую, но ещё немного ссутуленную спину;
— подсаживаемся ниже и загружаем гик перед входом в переднюю петлю;
— продолжаем низко отвисать, смещая парус по направлению к корме и сильнее закрывая его телом, которое, компенсируя парус, смещается вперед к носу доски. Это поможет ещё большее снять вес с кормы для входа в заднюю петлю, не забываем при этом присаживаться и посильнее вывешиваться!
— Давите в переднюю ногу!

Этот способ работает эффективно, и мы рекомендуем использовать именно его!

Однако бывают и другие ситуации, например:

— вы устали и ленитесь, не хотите памповать;
— вы потеряли глиссирование, но ищете способ заглиссировать снова, не выходя при этом из петель и трапеции;
— вам хочется попробовать чего-то нового и улучшить свои навыки катания…

Поэтому и существуют дополнительные способы выхода на глиссирование! И об этом более подробно.

Взгляд и курс: для этого нам необходимо смотреть «против ветра», но, в этот раз доску стоит поставить чуть больше по ветру, чем при предыдущем способе.

Положение: расположите парус больше впереди, для того чтобы не дать утонуть корме и снять вес с нее.

Противовес: находясь в петлях без глиссирования, ваше тело должно наклоняться вместе с парусом – вперед!

Тяга: не стоит закрывать парус слишком сильно, лучше больше поработать с давлением в шарнир через гик, особенно, через переднюю руку.

Стойка: Противоположная классической – наклоняемся вперёд, немного сгибая переднюю ногу и выпрямляя заднюю.

Ключевой момент этого способа — мы едем в петлях и трапеции до выхода на глиссер! Выглядит это поначалу не очень красиво и не естественно, но после выхода на глиссирование всё снова приходит в норму.

Теперь всё по порядку:

— Идем перпендикулярно ветру, наклоняя парус больше вперед и давим на гик вниз для более горизонтального положения доски;

— вставляем ногу в переднюю петлю,и сильно давим на гик руками вниз;

— наклоняясь больше вперед, вставляем заднюю ногу и принимаем не очень красивое положение;

— зацепляемся в трапецию, здесь у вас не должно возникнуть много проблем, потому что тело уже находится впереди, давите на мыски чтобы дать доске плоское положение.;

— с обеими ногами в петлях, пристегнутые в трапецию, продолжайте давить сильнее на гик передней рукой и наклонитесь как можно ближе к шарниру – так, как вы ещё не наклонялись!
— По началу такое положение тела будет ощущаться достаточно дискомфортно и опасно, однако, как только доска захочет ускориться, наклоните парус к ветру и к носу доски. Вас повернет по ветру, доска пойдет разгоняться и корма разгрузится;

— Как только доска заглиссировала, надавите пятки, закройте больше парус, давление на переднюю ногу!

Вопросы и проблемы:

Мы показали вам еще один способ выхода на глиссирование. Как и в любом новом элементе, вы можете столкнуться с проблемами, например нос доски или корма доски начинает тонуть, или пропадает тяга… Но, не волнуйтесь! Расслабьтесь, и будьте достаточно смелыми, для того чтобы вывеситься вперед, стоя в двух петлях!

Пожалуй, самые распространенные вопросы, возникающие при «ленивом» глиссировании:

Почему я привожусь и тонет корма?
— Вы недостаточно подали парус и вес тела вперед, и слабо давите передней рукой во время входа в петли

Почему я просто сваливаюсь по ветру?
— Скорее всего, вас тянет боком, срывая корму. Обратите внимание на подачу тела и паруса больше вперед. Потяните задней ногой к себе, уваливая доску по ветру

Почему тонет нос?
— Скорей всего вы сильно задавливаете наветренный борт доски, попробуйте давить больше на мыски. Также причина может быть в слишком сильном подаче тела вперед.

Но вот, кажется и всё! Осталось лишь начать попробовать! Ну а мы с удовольствием покажем и расскажем вам всё во всех подробностях и нюансах!

Положение: расположите парус больше впереди, для того чтобы не дать утонуть корме и снять вес с нее.

Глиссирование. Понятие «выход на глиссер»

С режимом глиссирования все сталкивались еще с детства, когда запускали камушки «блинчиками» по водной глади. Конечно, камушек должен быть плоским хотя бы с одной стороны, но лучше с двух.

Плоская поверхность, соприкасающаяся с поверхностью воды, – называется «малой килеватостью» и является необходимым условием для глиссирования. Перенося пример с камушком на лодку, становится очевидным, что чем площе днище лодки, тем ниже килеватость и меньше сопротивление, соответственно больший коэффициент глиссирующего режима.

Однако плавание на плоскодонке, даже если на воде совсем небольшое волнение, не самое приятное занятие, кроме того во время сильных ударных нагрузок может разрушиться корпус судна. Зато лодочному мотору для перехода на режим глиссирования нужна минимальная мощность. Соответственно, если вы плаваете на небольших водоемах со штилем, то плоскодонная лодки и маломощный, а значит, более дешевый мотор отлично справятся с поставленной задачей.

На водоемах даже с самой минимальной волной корпус судна уже должен иметь переменную килеватость. На практике это представляет собой глубокую V-образную форму носовой части, плавно переходящую в более плоскую к транцу. Такое строение корпуса позволяет снизить ударную нагрузку во время движения по волне и повысить мореходность судна.

Носовая часть корпуса оснащается «острыми скулами», которые во время движения отсекают волну. Кормовая часть днища не делается абсолютно плоской, чтобы исключить рыскливость судна и уменьшить радиус циркуляции, в противном случае резкий разворот может быть весьма опасен.

Примером глиссирования может быть движение доски виндсерфинга, которая при движении полностью выходит из воды, начиная скользить и стремительно ускоряться.

Разберем, чем отличаются два способа удержания на воде такие как, плавание и глиссирование. Для этого рассмотрим два примера перемещения по воде: в гребной лодки и на водных лыжах. В первом случае лодка держится благодаря архимедовой силе плавучести, во втором – благодаря гидродинамической силе поддержания. Плавучести самих лыж для удержания человека на воде не достаточно.

Читайте также:  Лодочный мотор Sea Pro — отзывы владельцев, популярные модели бренда Сеа Про

Режимы движения лодки

1. Водоизмещающий режим.

Скорость при таком режиме движения не превышает 15 км/ч и характерен для судов, оснащенных очень маломощными двигателями. Движение лодки происходит с минимальным использованием ее скоростных свойств, общая площадь поверхности, смачиваемая при этом, максимальная. Волна, поднимаемая при движении, высокая.

2. Переходный режим (скорость 16-18 км/ч). Носовая часть лодки при движении сильно поднята.

3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.

Глиссер (фр. glisseur, от glisser – скользить) – легкое быстроходное судно.

Глиссирование – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.

Ярким примером перехода в глиссирующий режим служит то, как доска для виндсерфинга выходит полностью из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь.

Глиссер появился как решение проблемы, возникающей при достижении судном скорости, равной скорости распространения волны, в результате чего возникает горка, которую судно постоянно пытается преодолеть. Из-за этого увеличивается нагрузка на двигатель и с ростом скорости увеличивается расход топлива. Данное явление получило название волновой кризис. Максимального расхода топлива судно достигает непосредственно перед тем, как перейти на глиссирование. Недостаточная мощность и/или не соответствующая форма корпуса являются причиной невыхода на режим глиссирования.

С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.

При изучении глиссирования нельзя не вспомнить про такое явление, как брызговое сопротивление (или волновое сопротивление). Во время движения нос судна (форштевень) разрезает воду, в результате образуя носовую волну. Потоки воды, обтекая борта, сталкиваются за кормой, создавая кормовую волну. А струи, обтекающие днище судна, создают поперечную волну, в результате чего поднимается вода за кормой. Волны разбегаются в стороны, судно стремится уйти от них, в результате волны отстают, но не на много. Когда судно увеличивает скорость, скорость волн синхронно возрастает, при этом волна становится длиннее и выше, при этом судно свою длину и высоту менять не может.

От чего зависит глиссирующая способность моторных судов.

1. Соотношение мощности двигателя к весу водного транспортного средства.

2. Форма корпуса, имеющая достаточную гидродинамическую силу поддержания.

3. Небольшой вес судна.

Надувные лодки, производимые нашей компанией, за счет повышенной килеватости позволяют выйти на глиссер и с маломощным мотором.

С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.

Глиссирование. Понятие “выход на глиссер”

2. Переходный режим:
Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18 км/ч.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в основном носят не теоретический, а скорее экспериментальный характер.

Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как глиссирование надувных лодок рассматривается с тех же позиций, что и глиссирование судов с жестким корпусом, что в результате дает либо просто ошибочную и искаженную информацию, либо откровенную ересь. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно — что такое глиссирование.

В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия:

Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.

Если перевести эту формулировку на простой и понятный язык, то получится примерно следующее:

Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счет встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади.

Но это определение опять же будет верным для судов с жестким корпусом, а не для надувных лодок. Для которых самым точным определением будет такое:

Глиссирование — это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.

Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:

Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на веслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/ч.

Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17-18 км/ч. При этом корма может сильно проседать вниз, настолько, что транец лодки с установленным на нем двигателем может оказаться на уровне воды, а нос — высоко задраться вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.

Существует несколько разных мнений о том, что можно считать глиссирующим режимом для надувных лодок. В отличие от хорошо изученного глиссирования судов с жестким корпусом, поведение надувных моторных лодок при выходе в этот режим изучено еще недостаточно хорошо, и многие аспекты его еще до конца не раскрыты. Есть мнение, что классические надувные моторные лодки с жестким полом, оборудованные аирдеком или надувным дном низкого давления (НДНД), относятся к судам, для которых этот режим можно назвать условным глиссированием.

В то же время некоторые надувные моторные катамараны и несколько других видов относительно редко встречающихся надувных концепт-ботов обладают всеми признаками глиссирующих судов в классическом понимании этого термина. Так или иначе, в отношении надувных лодок есть множество факторов, влияющих на выход и поддержание этого режима. Прежде всего необходимо принимать во внимание тип днища надувной лодки и мощность установленного на нее двигателя. В дальнейшем для упрощения понимания материала режим условного глиссирования надувных классических лодок мы будем называть просто «глиссированием».

При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки. Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от ее длины, и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижении лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3, и лодка все равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на этот режим, намного превышает усилие, необходимое для его поддержания. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/ч.

Ряд специалистов утверждают, что настоящий режим глиссирования на надувных лодках достигается только на скорости 28 км/ч и больше, мотивируя это тем, что только начиная с этой скорости лодка не выходит из данного режима и не теряет скорости даже при движении по неспокойной воде. Однако это утверждение можно считать достаточно спорным, так как даже на меньшей скорости в зависимости от модели, типа днища, мощности установленного ПЛМ, загрузки и множества других факторов надувные лодки разного типа могут выполнять уверенный выход из переходного режима движения и двигаются в режиме, обладающем всеми признаками глиссирования. Пусть даже и на меньшей скорости.

Особенности надувных лодок

Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жестким корпусом при выводе в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это с помощью переноса и крепления бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая ее к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 м включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.

Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.

В водно-моторной среде хорошо известен постулат: чтобы вывести судно на режим глиссирования, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса. То есть выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причем в этот расчет берется все: вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика, эта схема расчета абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.

Читайте также:  Окунь в чешуе рецепты. Речной окунь в духовке

Так, наши собственные тесты показали следующие результаты.

Комплект: килевая лодка (вес по паспорту 48 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг) + топливо (4 кг) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг — показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/ч. Хотя, следуя вышеприведенным расчетам, для судов с жестким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7,48 до 9,35 л.с.

Или вот другой пример: плоскодонная лодка (23 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (20 кг) + водитель (115 кг). Итого общий вес 158 кг. Результат — выход на глиссирование и максимальная скорость 26,8 км/ч. Хотя, опять-таки следуя расчетам, мощность двигателя для этого комплекта должна находиться в диапазоне от 6,32 до 7,9 л.с.

Экспериментальным путем был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ:

— при длине лодки от 300 до 330 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4-6 л.с. Каждый следующий человек +3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3,2 м и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 3,3 м и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.;

— при длине лодки от 340 до 360 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек +5 л.с. Пример: для лодки длиной 3,5 м с загрузкой 2 человека — минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с., для 3 человек на борту — 15 л.с.;

— при длине лодки от 380 до 400 см — 10 л.с. для одного человека и +5 л.с. на каждого следующего пассажира.

При длине надувной лодки свыше 400 см рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигателя мощностью от 25 л.с.

Павел Прудников,

«Лодки-Питер»

Как уже было справедливо сказано, все формулы и расчеты по теме глиссирования, приводимые в периодической печати, касались именно жестких корпусов. По мнению известных инженеров-проектировщиков, в последние 40 лет ничего нового в обводах этих судов не появилось и, тем более, революционных проектов предложено не было. Надувные же корпуса до конца не изучены, и любые привязки к терминам очень условны.

В статье специалиста «Лодки-Питер» Павла Прудникова названы три режима движения надувных лодок и, более того, приведены конкретные цифры, при которых они наступают. Однако эти показатели привязаны исключительно к определенным лодке, мотору, винту, загрузке. Несмотря на то, что крой делается по лекалам, лодки на выходе со стапелей имеют индивидуальный характер. Винт подбирается исключительно под определенную нагрузку. Распределение груза в кокпите сильно влияет на результат. Таким образом, получая данные замеров, мы видим не более чем один из вариантов, а это субъективное мнение.

На полученные результаты влияют и условия движения корпуса по отношению к ветру и волне. Максимальная скорость лодки уходит на второй план, а на первый выступают ее мореходные качества, способность судна комфортно перемещаться в условиях волнения и поддерживать постоянную скорость. Именно поэтому более чем за 15 лет тестовых замеров было выведено, что полноценное глиссирование надувных корпусов длиной более 3,6 м начинается на скорости 28 км/ч, при оптимально подобранном винте и равномерно распределенной загрузке. Эта цифра тоже должна восприниматься как субъективное мнение, дабы избежать споров. Но есть некая собранная статистика, которая может быть использована для усреднения расчетов и для привязки к имеющимся в простом суждении водномоторников терминам.

Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.

Расчет скорости

Чтобы вычислить максимально возможную скорость глиссирования для конкретного плавсредства специалисты обычно используются специальную формулу Фруда — Fr= V/√ (g*L), где:

V – скорость движения судна;

g – ускорение свободного падения;

L – длина корпуса судна.

Как правило, для водоизмещающих судов значение Фруда варьируется в диапазоне 0, 2 – 0, 3, а для лодок, имеющих возможность глиссирования, оно превышает единицу.

Стоит учитывать, что минимальная скорость необходимая для перехода на глиссирующий режим также зависит от установленного двигателя, гребного винта, общего веса лодки, правильности распределения груза и конструкционных особенностей днища. В среднем для выхода на глиссирующий режим для поливинилхлоридных лодок достаточно скорости 19 – 20 км/ч.

Недоступность перехода на глиссирующий режим для ПВХ лодок может быть обусловлена следующими факторами:

Теория глиссирования моторных лодок

Глиссирование (согласно Вики) – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. Касательно лодок, то для наилучшего глиссирования часть дна, которая касается воды должно быть плоским, в нашем случае это малая килеватость днища. Чем более плоская поверхность у днища, тем сопротивление меньше, коэффициент глиссирования выше.

При глиссировании архимедовая сила выталкивания практически перестает работать и лодка держится на поверхности за счет гидродинамических сил, т.е. набегающий поток воды не дает лодке погрузиться.

Но у глиссирования есть и обратная сторона. Плоское дно, при даже малом волнении на воде всю энергию волн передает на корпус и на пассажиров, что в итоге может привести к разрушению корпуса лодки. Про мореходные характеристики лодок с плоским дном особо ничего положительного также сказать нельзя. Зато для глиссирования такого корпуса нужен мотор совсем не большой мощности. Т.о. если вы ходите по закрытому водоему, где волнение отсутствует или минимальное, то вам вполне подойдет плоскодонная лодка с небольшим лодочным мотором.

При даже небольшом волнении на средних и крупных водоемах и особенно открытых акваториях, для глиссирования у лодки должно быть днище с переменной килеватостью. В носовой части имеем ярко выраженную V-образную форму днища, которая плавно переходить в почти плоскую поверхность ближе к транцу. Такая конструкция значительно увеличивает мореходность и снижает ударные нагрузки на корпус во время прохождения волн, т.к. такой нос у лодки рассекает волну. Но и корму нельзя делать полностью плоской иначе это приведет к увеличению рыскания и снижению устойчивости лодки на курсе. Резкие повороты при таком раскладе попросту будут противопоказаны. Но чем большая килеватость на транце, тем менее глиссирующая будет лодка.

Водоизмещающий режим

Это наиболее экономичный режим движения судна. В нем ходят все большие морские и речные суда. Скорость зависит от обводов судна и длины ватерлинии. Судно поддерживается на плаву исключительно за счёт силы выталкивания.

  • Оптимальная скорость составляет 8-10 км/ч. В этом режиме расходуется наименьшее количество топлива на расстояние. Это скорость любого максимально загруженного катамарана Мастеркат с двигателем 5 л.с. Судно идет без дифферента, волнообразование небольшое.
  • Для не глиссирующих катамаранов с двигателями 5-10 л.с. с небольшой загрузкой (20-30% от грузоподъемности) Скорость составляет 17-22 км/ч – она не является оптимальной с точки зрения расхода топлива (это уже переходный режим), но является компромиссом между скоростью и экономичностью. Судно имеет небольшой дифферент на корму.
  • При увеличении мощности до 20-25 л.с. скорость не превысит 28 км/ч. При скорости более 20 км/ч дифферент на корму и волнообразование сильно увеличиваются. Энергия мотора расходуется на “заталкивание” судна на носовую поперечную волну. Для преодоления этого эффекта мы разработали специальные глиссирующие катамараны, на которых баллоны оснащены скегами и скорость достигает 40 км/ч.


С ростом скорости судна длина и амплитуда носовой поперечной волны продолжает увеличиваться. Появляется дифферент на корму. Энергия мотора расходуется на заталкивание судна на передний гребень волны.

Виды глиссирующих плавсредств и варианты моторов

На самом деле, выйти на глиссирование со старенькой видавшие виды лодкой может быть довольно опасно. Такой вид скольжения — это однозначно основательная нагрузка на днище. Особенно, если мы говорим о скоростях выше 25 километров в час. И особенно, если на поверхности воды будут встречаться мелкие коряги и прочий мусор. На такой скорости повредить корпус ПВХ лодки очень просто. Именно поэтому выйти на глиссер лучше всего уже на большой воде.

Но такой режим как глиссирование часто используют не только на открытых широких водоемах, но и на мелководье, густо заросшем водорослями и прочей растительностью. Только здесь уже применяется не подвесной мотор, а система воздушного глиссирования. То есть, судно приводится в движение не с помощью мотора с погруженным в воду винтом, а с помощью воздушного “вентилятора”. Такой вот усовершенствованный парус.

Но мы сегодня говорим не о воздушном глиссировании, а о том, как выйти на глиссер с помощью обыкновенного подвесного мотора, установленного на надувной лодке. Поэтому давайте немножечко более подробно поговорим об идеальных параметрах корпуса надувной лодки для того, чтобы выйти на глиссер.

Вот, собственно и все, что мы должны знать о том, как подготовиться и помочь выйти на глиссер вашей надувной лодке-плоскодонке из ПВХ с подвесным мотором. Ее нужно просто разогнать до 18 километра в час и правильно распределить центр тяжести. А как это сделать, давайте поговорим в следующем разделе.

Ссылка на основную публикацию